Персоналии руского зарубежья


Стржеминский Владислав Максимилианович

Стржеминский Владислав Максимилианович


21 ноября 1893 (Минск) – 26 декабря 1952 (Лодзь, Польша)

Детство провел в Минске. С июля 1914 служил в районе Белостока, с началом Первой мировой войны командовал взводом саперов. В ночь с 6 на 7 мая 1916 получил тяжелое ранение, приведшее к ампутации правой ноги и левой руки и повреждению глаза. На лечение был переведен в Прохоровскую больницу в Москву, где среди сестер милосердия впервые встретил будущую жену Е. Н. Кобро.

Увлекся новейшими художественными течениями. В начале 1919 ездил в Минск, участвовал в праздничном оформлении города к 1-й годовщине Красной Армии. В феврале 1919 был избран в Московскую комиссию по изобразительному искусству и художественной индустрии.

В конце 1921 женился на Е. Кобро и вместе с ней нелегально перебрался в Польшу. Несколько недель они провели под арестом, затем получили разрешение поселиться в Вильно, где жила его сестра. Затем служил учителем рисования в гимназиях небольших городов – Вилейка-Повятова (1923–1924), Щекоцины (1924–1926), Бжезины (1926–1927), Колюшки, близ Лодзи (1927–1931). С 1931 постоянно жил в Лодзи.

В 1923–1939 как художник, критик и организатор занимал ведущее место в польском движении конструктивизма. В марте 1927 по его инициативе в Варшаву приезжал Малевич, который провел выставку и прочел доклад о современных художественных течениях. В том же году принял участие в организации международной выставки «Machine Age» в Нью-Йорке.

В 1924 впервые сформулировал принципы «унизма» – конструктивистской концепции, утверждавшей единство цвета, линии и ритма в живописи. Эту концепцию воплощал в однородных по цвету и фактуре абстрактных картинах. В 1926–1929 создал цикл живописных «Архитектурных композиций».

В 1930-е писал натюрморты, городские пейзажи, кубистические композиции, создал серию морских пейзажей (1933–1934), в работе над которыми опирался на научный анализ физиологических и психологических процессов зрительного восприятия. Исполнил цикл литографий «Лодзь без функционализма» (1936). Уделял большое внимание функциональной графике и типографскому искусству, разработал для своих учеников специальный курс функциональной печати. Написал книги «Унизм в живописи» (1928) и «Композиция пространства: Расчет пространственно-временнóго ритма» (1931).

Событиям войны посвящены циклы рисунков: «Западная Белоруссия» (1939–1940), «Депортация» (1940), «Война домам» (1941), «Лица» (1942), «Дешевый, как грязь» (1944), «Руки, которые не с нами» (1945) и коллажи «Моим друзьям-евреям» (1945). В 1940 вместе с женой зарегистрировался как русский политический эмигрант, подписав так называемый «Русский лист». После войны обвинялся в предательстве и был вынужден объяснять свой поступок в суде.

В 1948–1949 создал серию «соляристических» картин, в которых исследовал феномен остаточного изображения, идентифицируя живописное поле картины с отражением на сетчатке глаза.

В 1950 по распоряжению министра культуры был уволен из Высшей школы искусств и исключен из Польского союза художников. С этого времени был вынужден работать художником рекламы в кооперативе и оформлять витрины в магазине.

В последние годы страдал туберкулезом. Похоронен на Старом кладбище в Лодзи.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика