12/24 декабря 1867 (Феодосия Таврической губ.) – 17 августа 1968 (Монте-Карло)
Окончил реальное училище. Брал уроки рисования у И. Ф. Селезнева и изучал историю искусств под руководством А. В. Прахова.
В 1893 уехал в Париж, учился в академиях Ф. Кормона и Р. Жюльена. Был близок к кругу «Мира искусства».
В 1899 вернулся в Москву,а затем вновь надолго обосновался в Париже.
В 1907 возглавил одну из шести специальных художественно-декоративных мастерских Императорских театров. Оформил около 40 спектаклей для Мариинского и Александринского театров: оперы «Фауст» Ш. Гуно (1909), «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1909), «Талисман» Р. Дриго (1909), «Миранда» Н. М. Казанли (1910), «Чудо роз» П. Шенка (1914), «Синяя Борода» Ж. Оффенбаха (1914), пьесы «Шут Тантрис» Э. Хардта (1910), «Раздел» А. Ф. Писемского (1912), «Гамлет», «Ромео и Джульетта» и «Макбет» Шекспира (1913) и др.
В 1911–1912 работал в Старинном театре, познакомился с будущей женой – режиссером, актрисой и педагогом Натальей Ильиничной Бутковской (1878–1948). Публиковал критические статьи и обзоры художественной жизни России и Франции в журналах «Мир искусства», «Аполлон», «Искусство», «Золотое руно».
В мае 1917 был назначен главным художником Петроградских государственных театров. В начале 1918 уехал в Абхазию. С этого года до конца дней считался местоблюстителем абхазского княжеского престола. Открыл детскую художественную школу, преподавал рисование. Читал лекции по искусству в городах Закавказья.
В 1920 приехал в Париж. Работал художником-исполнителем Русского балета, писал декорации по эскизам многих известных сценографов. Был членом Союза русских художников (1922) и одно время возглавлял общество «Мир искусства».
В 1922–1923 устраивал и оформлял спектакли для детей в театрах de l’Atelier, Colisée и Montmartre (постановщик Н. И. Бутковская). Оформил балет «Триумф Нептуна» Л. Бернерса (балетм. Дж. Баланчин, Русский балет С. П. Дягилева, Лондон, 1926), спектакли «Веселая смерть» Н. Н. Евреинова (Париж, театр «Vieux-Colombier», 1922), «Женитьба» Н. В. Гоголя (Брюссель, Театр Марэ, 1922), «Провинциалка» и «Вечер в Сорренто» И. С. Тургенева (театр «Colisée», реж. Н. И. Бутковская, 1923).
В 1929 создал декорации к Русским балетам С. П. Дягилева «Петрушка» и «Блудный сын» И.Ф. Стравинского (театр Sarah Bernhardt). После 1929 сотрудничал с Ballet Russe de Monte-Carlo и европейскими театрами. Работал в Театре русского балета под руководством З. В. Эпштейн, создал декорации к балету «Сильфиды» (на музыку Ф. Шопена) в постановке М. М. Фокина (1935). Совершил театральное турне по Америке.
Писал портреты, жанровые картины, пейзажи и натюрморты с театральными масками. Оформил несколько французских изданий.
В 1940 поселился в Монте-Карло. В 1946 готовил декорации и костюмы для Грузинского фестиваля в Париже во Дворце Chaillot, вместе с К. К. Непокойчицким выполнил декорации и костюмы к балету «Шота Руставели» С. М. Лифаря (на музыку А. Онеггера, А. Н. Черепнина и Т. Харсани; Ballet Russe de Monte-Carlo; Париж, Лондон; возобновлен в Opéra в 1950).
После смерти жены жил одиноко, последние годы жизни провел в старческом доме. В 1958 подарил около 500 работ и личный архив Сухумской картинной галерее и Государственному музею искусств Грузии в Тбилиси.
Был похоронен на кладбище Кокад в Ницце. В 1985 прах перевезли в Сухуми и торжественно перезахоронили у Национального музея.