Персоналии руского зарубежья


Анненков Юрий Павлович

Анненков Юрий Павлович


11/23 июля 1889 (Петропавловск, Тобольской губ.) – 12 июля 1974 (Париж)

1889–1917
В то время писал пейзажи и портреты в реалистической манере с элементами импрессионизма, увлекался живописью Малявина, Репина, Федотова. Летом 1910 выполнил эскизы стенной росписи и запрестольный образ Христа на стекле для сельской церкви в Павах, Лужского уезда (не сохранились).

В мае 1911 отправился в Париж для совершенствования в искусстве и знакомства с новыми художественными течениями. С июня до октября 1911 жил вместе со старшей сестрой и младшим братом в г. Росков (Бретань), где работал на биологической станции, делал зарисовки морской флоры и фауны.

С октября 1911 изучал различные графические техники. Весной 1913 впервые выставил свои картины в парижском Салоне независимых (в каталоге не фигурирует).

Осенью 1913 вернулся в Петербург. Летом 1914 познакомился с танцовщицей Е. Б. Гальпериной, выступавшей в составе группы молодых артистов МХТ в Летнем театре в Куоккале. В феврале 1915 они обвенчались в Москве.

В октябре 1913 был приглашен Н. Н. Евреиновым в качестве художника в театр «Кривое зеркало», где с 1914 стал заведующим художественной частью. Оформлял спектакли и миниатюры в других театрах Петрограда (Троицкий театр, Летний театр в Куоккале и др.) и Москвы (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, «Летучая мышь»). Сценографические решения спектаклей «Скверный анекдот» по Ф. М. Достоевскому в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской и «Нос майора Ковалева» в театре «Кривое зеркало», осуществленные в 1914, положили начало экспрессионизму на русской сцене. Летом 1916 вместе с Н. Н. Евреиновым покинул театр «Кривое зеркало».

С осени 1913 работал в журнале «Сатирикон», где за 7 месяцев поместил около 80 рисунков. Публиковал рисунки также в журналах «Весна» (1914), «Театр и искусство» (1913–16), «Лукоморье (1914), «Отечество» (1914), «Солнце России» (1917), «Аргус» (1917, 1918) и др. Выполнил для журналов множество шаржей и графических зарисовок артистов, режиссеров, художников, композиторов.

В предреволюционные годы создал ряд сюжетных картин: «Адам и Ева» (1913–1918, ГТГ), «Желтый траур» (1914, не сохр.), «Бретань» (1916, частн. собр.), «Купальщики» (1918), декоративные панно «Дикарка» (1914), «Испания» (1915) и др.

1917–1924
В июле 1917 стал членом-учредителем Профессионального союза художников-декораторов. 7 апреля 1918 на общем собрании СДИ был избран в состав Исполкома. Тогда же направил открытое письмо комиссару по охране музеев, дворцов и художественных коллекций Г. С. Ятманову с протестом против разрушения памятников. В 1919–1921 – член правления петроградского Дома искусств. Весной 1924 вместе с Д. Штеренбергом разработал устав Общества станковистов (ОСТ) и стал его членом-учредителем.

В мае 1924 развелся с Е. Анненковой, в июне вступил в брак с В. И. Мотылевой, актрисой МХТ.

В послереволюционные годы продолжал активно работать в театрах. Постановка и оформление спектакля по притче Л. Н. Толстого «Первый винокур» (1919, Эрмитажный театр) вошли в историю советского театра как провозвестник и самый ранний пример дерзких театральных экспериментов последующего периода (С. Радлова, В. Мейерхольда и др.).

В 1919–1924 в газете «Жизнь искусства», журналах «Дом искусств» и «Вестник театра», в альманахе «Арена» опубликовал ряд статей полемического характера, по большей части посвященных пропаганде новых театральных форм – движущихся декораций, сложного освещения, «циркизации и мюзикхоллизации» драматических спектаклей.

В 1918‒1924 значительное место в творчестве художника стала занимать книжная и журнальная графика. Иллюстрировал рассказы М. Кузмина, Ф. Чудновского, Е. Замятина, К. Федина, публиковавшиеся в журналах; сделал много рисунков, заставок и концовок для журналов «Красный милиционер» (1919–21), «Мухомор» (1922), «Дрезина» (1923–24) и др., разработал серийные обложки для журнала «Современный Запад» и альманаха «Круг».

После революции продолжал создавать живописные полотна в духе кубофутуризма и сезаннизма, а также ассамбляжные композиции с использованием предметных вставок из металла, дерева и т. п. Среди такого рода композиций была и «объемная» абстрактная живопись.
На ранний советский период пришелся расцвет портретного творчества художника. В 1917–1919 он создавал очень разные по стилю и технике портреты своих знакомых – людей творческих профессий из петроградской и московской художественной среды (А. Лурье, М. Шерлинг, В. Шкловский, М. Горький, С. Балабанов). В портретном жанре разработал индивидуальный вариант утверждавшегося на западе стиля ар деко, сочетавший академический рисунок с острым гротеском и элементами авангарда.

В течение 1923–1924 исполнил портреты членов высшего руководства страны (Г. Зиновьева, Л. Каменева, В. Антонова-Овсеенко, И. Сталина), а также посмертный портрет Ленина, получивший первую премию на негласном правительственном конкурсе. В 1926 была издана папка литографированных портретов «вождей» – «Семнадцать портретов». Она не поступала в продажу, а в 1928 почти весь тираж был уничтожен.

1924‒1939
В 1924 получил разрешение вместе с женой посетить биеннале в Венеции, где выставлялись его живописные и графические работы. Выехав из Москвы в конце июля, Анненковы побывали в Венеции, провели несколько дней у М. Горького в Сорренто, затем поехали в Рим, а в начале августа прибыли в Париж.Принимал активное участие в групповых выставках русских художников в Париже, Брюсселе и Праге.

Оказавшись в Париже, начал активно работать для театра, отдавая предпочтение сотрудничеству с русскими труппами. С 1933 работал в кино как художник по костюмам. До 1939 разработал костюмы и гримы для полутора десятка фильмов, сотрудничая с таким режиссерами, как А. Грановский, А. Литвак, В. Туржанский, Ф. Оцеп, Г.В. Пабст, А. Ганс, М. Л’Эрбье. По его рисункам печатались афиши и рекламные издания к фильмам.

В 1926 под псевдонимом Б. Темирязев опубликовал рассказ в журнале «Звено». С этого времени регулярно публиковал рассказы, очерки и статьи в эмигрантской периодике как под псевдонимом, так и под своей фамилией. В 1934 под именем Б. Темирязев издал в Берлине «Повесть о пустяках».

1939–1945
14 июня 1940 за день до оккупации покинул город. Впоследствии он описал этот массовый исход в повести «Побег от истории» (опубликована в журнале «Возрождение», 1960, №№ 100–105). Вернувшись в Париж, работал в театре и кино. В 1941–46 жил в отеле «Таранн» на бульваре Сен-Жермен с киноактрисой и поэтессой Натали Наттье (Наталья Беляева).

В годы войны принял участие в работе над 10 фильмами, среди которых были такие известные, как «Кавалькада любви» (1940), «Герцогиня де Ланже» (1942) по повести О. Бальзака, «Горбун» (1944), «Отец Сергий» (1945) по Л. Н. Толстому. В тот же период поставил и оформил три оперы на сцене Большого зала Плейель: «Пиковая дама» П. И. Чайковского (декабрь 1940, Русская опера кн. Церетели), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1943) и «Женитьба» М. П. Мусоргского – Н. Н. Черепнина.

1945–1974
После окончания войны сотрудничал с Союзом советских патриотов, принял участие в выставках, организованных художественной секцией Союза в 1945‒1946, опубликовал 2 статьи о художниках в газете «Советский патриот». В августе 1946 был в числе эмигрантов, приглашенных на ужин к А. В. Руманову для встречи с И. Г. Эренбургом и К. М. Симоновым. Вскоре после этого, прочитав в одной из советских газет доклад А. А. Жданова с осуждением журналов «Ленинград» и «Звезда» и оскорбительными нападками на М. М. Зощенко и А. А. Ахматову, порвал с Союзом советских патриотов и подал заявление на получение Нансеновского паспорта (был выдан в начале 1947). В дальнейшем не скрывал своих антисоветских убеждений, выступал на радио «Свобода», писал антисоветские по духу статьи в эмигрантской и западной периодике. В 1966 побывал на съезде антисоветского Народно-трудового союза (НТС) в Мюнхене.

В 1955 официально развелся с В. И. Мотылевой, в марте 1956 вступил в брак со своей ассистенткой Мадлен Рабюссон.

В послевоенный период продолжал активно работать в кино, на его счету появились такие известные фильмы как «Пасторальная симфония» (1946, реж. Ж. Деланнуа), фильм-опера «Травиата» (1947, реж. К. Галлоне), хорошо известный в СССР фильм «Пармская обитель» (1948, реж. Кристиан-Жак), «Легенда о Фаусте» (1948, реж. К. Галлоне), «Калиостро» (1949, реж. Орсон Уэллс, продюсер Григорий Ратов). Фильмы 1945–1949 годов снимались в Италии, так что Анненков в эти годы жил в основном в Риме.

Работал как художник по костюмам в его фильмах: «Карусель» (1950), «Удовольствие» (1951), «Мадам де…» (1953), «Лола Монтес» (1955), оформил спектакль «Женитьба Фигаро» в Гамбургском театре. Вместе с Офюльсом была начата работа над знаменитым фильмом «Монпарнас, 19» (1958, реж. Ж. Беккер, ) с Жераром Филипом в роли Амадео Модильяни.

Полная фильмография Анненкова насчитывает около 60 фильмов. В 1945 он стал учредителем секции художников по костюмам в Профсоюзе технических работников кинематографа Франции и возглавлял ее до 1955. Последней его работой в кино был фильм «Только не в субботу» (1965, реж. Алекс Жоффе).

В 1953 создал декорации и костюмы для нескольких спектаклей Э. Ионеско на сцене театра «Юшетт». Эти спектакли положили начало театру абсурда. В 1955 в том же театре оформил пьесы другого классика этого течения – Ж. Тардье. В 1956 был приглашен на Фестиваль авангарда в Марселе, где были показаны некоторые из этих спектаклей.

В 1957 художнику удалось самому поставить спектакль «Скверный анекдот» на французской сцене – в театре «Вье Коломбье», в 1964 поставил «Горе от ума» с театральной труппой Р.С.Х.Д.

Среди других театральных работ этого периода: эскизы костюмов для пантомимы Генриетты Паскар (1951) и мимодрам Беллы Рейн (1954–1958), сценография сатирической пьесы Фредерика Дара «Jésus-la-Gaille» (1952, Théâtre de Grammont; 1954, Théâtre Antoine, 1954; Théâtre des Arts, 1958), пьес А. П. Чехова «Чайка» в Гамбургском театре (1958) и «Вишневый сад» на телевидении Баден-Бадена (1960), балеты «Пиковая дама» (1961, театр Монте-Карло, хор. С. Лифарь) и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (1962, зал Wagram в Париже, хор. Н. Тихонова), ежегодные балетные ревю С. Лифаря (1960-е).

После Второй мировой войны Анненков увлекся крупноформатными ассамбляжами на полотне, с использованием веревок, лоскутов материи, металлических деталей.

В 1950-е он также портретировал русских эмигрантов (М. Ларионов, М. Алданов, Б. Зайцев, Б. Филиппов, А. Раннит, С. Лифарь и др.).

В 1949 и 1950 выходили несколько разнящиеся иллюстрированные путеводители «Paris tel qu’on l’aime». В 1963 он выполнил серию иллюстраций к повести К. Д. Померанцева «Итальянские негативы» («Мосты» №№ 10, 11), в 1964 – к «Золотому дару» Н. В. Кодрянской, в 1968 – к итальянскому изданию поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в переводе Ло Гатто. В последние годы жизни иногда делал эскизы обложек по просьбе друзей или для издательства YMCA-PRESS: А. Солженицын «Раковый корпус» (1968) и «В круге первом» (1969), М. Булгаков «Собачье сердце» (1969) и др.

В послевоенный период значительное время посвящал литературному творчеству. Начиная с 1930-х он сделал около 200 публикаций в эмигрантской периодике – в журналах «Новоселье», «Возрождение», «Грани», «Опыты», «Новый журнал», «Мосты», газете «Социалистический вестник» и др., почти до конца жизни вел регулярную рубрику обзоров художественных выставок в газете «Русская мысль» (1964–1973).

Возврат к списку

Яндекс.Метрика