19 апреля / 2 мая 1901 (Ораниенбаум под С. Петербургом) – 29 марта 1988 (Милан)
Юность провел в С.-Петербурге. В 1920–1921 работал помощником главного декоратора Госактеатров. Исполнял под руководством О. К. Аллегри декорации по эскизам А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, В. А. Щуко и Б. М. Кустодиева. После отъезда Аллегри в Италию (1921) стал, при содействии М. Горького, главным художником Госактеатров. Самостоятельно оформил спектакли «Северные богатыри» Г. Ибсена, «Юлий Цезарь» и «Венецианский купец» Шекспира, «Царевич Алексей» Д. С. Мережковского (все – БДТ), балет «Времена года» А. К. Глазунова (Мариинский театр), оперетты «Дочь Сильвы» И. Кальмана и «О чем мечтают девушки» А. Н. Феона (Театр музыкальной комедии). В эти годы занимался также живописью, писал вымышленные пейзажи и портреты, подражая М. Чюрлёнису.
В июне 1924 по приглашению Национальной оперы выехал в Париж. Там встретился с режиссером А. А. Саниным, который рекомендовал его художественному директору театра Ла Скала в Милане В. Тосканини для постановки опер «Хованщина» и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. Эти спектакли, поставленные в 1925–1926, принесли успех и сыграли решающую роль в его жизни.
В 1925–1927 жил в Милане, а в 1927–1932 – в Риме, где работал сценографом в Римском королевском оперном театре (в 1927–1936 оформил здесь 26 спектаклей). В конце 1932 снова вернулся в Милан.
Несколько раз ходатайствовал о въездной визе в СССР для работы в Большом театре, но получал отказ. В 1937 принял итальянское гражданство.
До 1971 оформил около 130 спектаклей, в том числе оперы «Мария Египетская» О. Респиги (1936), «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Богема» Дж. Пуччини (обе – 1949), «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова (1950), «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1956), «Анна Болейн» (1956) и «Мария Стюарт» (1969) Г. Доницетти, «Отелло» (1959), «Риголетто» (1961) и «Аида» (1962) Дж. Верди, «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1960), «Атлантида» М. де Фальи (1962), балеты «Белькис» О. Респиги (1932, балетм. Л. Ф. Мясин), «Видения» на музыку Ф. Шопена (1943, балетм. А. Милош), «Выпускной бал» на музыку И. Штрауса (1961, балетм. Д. Лишин). Одновременно сотрудничал в оперных театрах Рима, Флоренции, Берлина, Цюриха, Женевы, Вены, Мюнхена, Дрездена, Амстердама, Буэнос-Айреса, Рио-де-Жанейро, Праги, Брно, Софии, Нью-Йорка, Чикаго, Сан-Франциско, Токио. В 1940–1950-е оформлял спектакли вместе с отцом, приезжавшим в Милан. В 1975 стал первым лауреатом премии Золотого Биббиена, учрежденной за заслуги в области сценографии.
Работал также в драматическом театре и в кино. В 1933 в римском театре Аргентина, совместно с Г. К. Лукомским создал декорации для чеховского «Вишневого сада» в постановке В. И. Немировича-Данченко. В 1942 наряду с Гастоном Медином работал художником-постановщиком в фильме «Выстрел».Позже участвовал в создании телефильма «Манон Леско» (реж. Бозио, 1959).
Также выступал как живописец и график.
Признание художника в СССР началось в 1956, когда в Москве состоялась выставка его декораций и костюмов к операм М. П. Мусоргского.В 1965 вместе с режиссером Б. Покровским поставил в Большом театре оперу «Сон в летнюю ночь» Э. Бриттена, в 1978 – оперу «Бал-маскарад» Дж. Верди. В 1986 оформил для Большого театра оперу «Мазепа» Чайковского в постановке Сергея Бондарчука.
С 1922 был женат на Марии Николаевне Павловой, от брака с которой родился сын Роман (р. в 1931 в Риме). В конце 1950-х женился вторым браком на оперной певице Дисме Де Чекко (1927– 2007).