Персоналии руского зарубежья


Шаршун Сергей Иванович



4/16 августа 1888 (Бугуруслан, Самарской губ., ныне Оренбургская обл.) – 24 ноября 1975 (Вильнёв-Сен-Жорж, под Парижем)

В 1912 приехал в Париж,там занялся живописью. В 1913–1914 показал первые кубистские опыты («Эластические композиции») в салоне Независимых. Увлекся испано-мавританской майоликой, под влиянием которой разработал свою версию «орнаментального кубизма». Создал два рисованных цветных фильма (один из них – «Гитара», навеянный цыганской песней, другой посвящен русской теме).

После Февральской революции 1917 решил вернуться на родину и записался в Русский экспедиционный корпус во Франции.Написал и проиллюстрировал дадаистскую поэму на французском языке «Foule immobile» («Неподвижная толпа») (Париж, 1921; переизд. в 1966 и 1968).

В 1922 приехал в Берлин. Провел выставки в галерее Der Sturm (совместно с Е. Грюнхов, 1922), в книжных магазинах издательства «Заря» и К. E. Twardy (1923). В Берлине сотрудничал в дадаистских журналах «391», «Манометр» и «Мекано». Выпустил брошюру «Дадаизм» и начал издавать газету-листовку на русском языке «Перевоз Дада» (издание продолжалось в Париже до 1949; всего вышло 13 номеров).

В годы экономического кризиса (1929–1933) получал пособие для интеллектуальных безработных; писал для продажи небольшие полуабстрактные пейзажи и натюрморты. В эти годы в большей мере сосредоточился на литературном труде. Был автором стихов, афоризмов и прозы. Написал и издал малыми тиражами (50–200 экз.) поэмы в прозе «Долголиков» (издано в 1934) и «Небесный колокол» (1939), роман «Путь правый» (1934), лирические повести «Заячье сердце» (1937), «Подать» (1938) и др.; в 1960-е ряд произведений был переиздан издательством Ле Кестьон. Печатался в журналах «Числа» (Париж, 1930–1934), «Меч» (Варшава, 1934–1939), «Полярная звезда» (Париж; Брюссель, 1935) и «Круг» (Париж, 1936–1938). С 1922 в течение полувека нерегулярно издавал серию двух-трехстраничных газет-листовок под разными названиями («Памятник», «Клапан», «Вьюшка», «Свечечка»), в которых выступал как художник, писатель и философ. Во второй половине 1920-х отошел от дадаизма.

В 1942 обосновался в мастерской «Cité Falguière» в Париже. В середине 1940-х перешел к абстрактной живописи. Орнаментальный кубизм сменился абстрактно-геометрическими формами, затем натюрмортами в духе пуризма и монохроматическими композициями со сложной рельефной фактурой. Чаще всего обращался к теме воды и музыки: циклы «Морская стихия» (1948–1949), «Венеция» (1952), «Пастораль Бетховена № 2» (1954), «Концерт Баха» (1958), «Шопен. Сильфиды» (1965), «Скрябин. Соната № 6» (1972).

В 1944 заключил первый контракт с парижской галереей R. Creuse, провел в ней семь выставок (1944–1956), которые значительно улучшили материальное положение. Выставлялся в галереях J. C. de Chaudun (1957), Dina Vierny (1957), M. Warren (1958/1959), в Монреале (1956/57, галерея L’Actuelle, ретроспектива) и Копенгагене (1959). Участвовал в выставках, организованных Союзом русских патриотов (февраль 1945; «В честь Победы», июль 1946), в выставках в пользу русских военнопленных.

В 1960, после разрушения старых мастерских «Cité Falguière», переехал в Ванв. Продолжал писать абстрактные картины. Иллюстрировал и оформил малотиражные книги П. Лекуира: «Общая панорама» (1963), «Книга балетов» (1964), «Абракадабра. Серж Шаршун, поэма-портрет» (1971). В 1965 пожертвовал картины для продажи в пользу собора св. Александра Невского в Париже.

Добившись известности и материальной обеспеченности, продолжал вести скромный образ жизни, помогал друзьям, в том числе жившим в России. Переиздал свои литературные произведения 1930-х годов (издательство «La Question»), выпустил книги прозы «Неприятные рассказы» (1964), «Ракета» (1965), «Роздых: идиллия» (1966), «Без маяка: четыре пейзажа» (1969), «Афоризмы шепотом» (1969), «Без тебя: скучная история» (1972) и др.

В 1973 отправился в туристическую поездку на Галапагосские острова, после которой наступило резкое ухудшение здоровья. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика