Персоналии руского зарубежья


Орлова Хана

Орлова Хана


12 июля 1888 (Царе-Константиновка, ныне Константиновка Донецкой обл.) – 18 декабря 1968 (Тель-Авив)

В юности работала портнихой. В 1910, не получив поощрения близких в занятиях скульптурой, самостоятельно уехала в Париж. Вошла в круг художников Монпарнаса. В 1913 впервые выставила в Осеннем салоне два бюста из дерева. В том же году вышла замуж за поэта Ари Юстмана, приехавшего в Париж из Варшавы. Фотографии ранних скульптур были использованы для иллюстраций его сборника «Поэтические раздумья». В 1918 муж был мобилизован в армию и умер во время эпидемии гриппа, оставив ее с годовалым ребенком.

Создала скульптуры из дерева: «Амазонка» (1913), «Беременная» (1916), «Дама с веером» (1919), «Портрет художника-еврея» (1919), «Портрет Жанны Эбютерн» (1915); некоторые из ранних работ позже отлила в бронзе. С 1920-х работала также в мраморе, бронзе и цементе. Излюбленным жанром был скульптурный портрет с заостренной психологической характеристикой: художник А. Е. Яковлев (1921), астроном Ж. Пикар, актриса Людмила Питоева, художник и танцовщик П. Крог, деятели еврейской культуры Эдмон Флег (1922), Ида Шагал (1923), Реувен Рубин (1923), Д. О. Видгоф («Курильщик с трубкой», 1924) и Хаим-Нахман Бялик (1926).

Также обращалась к женским образам и теме материнства: «Ева» (1923), «Женщина с гитарой», «Сидящая женщина», «Голова ребенка», «Мой сын» (1923), «Материнство» (1924). Исполняла небольшие фигуры животных и птиц: «Индюк» (1925), «Собака» (1936), «Альбaтрос» (1939), «Павлин» (1939). Выполнила графические портреты знаменитостей художественного мира для книги: Pellerin J., Picard G. «Figures d’aujourd’hui» (Paris: E.-F. d’Alignan, 1923). В 1925 была награждена орденом Почетного легиона, приняла французское гражданство.

Жертвовала свои работы для благотворительных целей Московскому землячеству.

В 1940–1942 оставалась в оккупированном Париже. В декабре 1942 вместе с сыном и художником Жоржем Карсом переправилась в Швейцарию. Создала там более 50 работ, которые в 1945 показала на персональной выставке в галерее Георга Мооса в Женеве.

После окончания войны вернулась в Париж. Ее мастерская была разгромлена, около 100 скульптур уничтожено.

С 1950 часто выезжала в Израиль и подолгу жила там. Исполнила для Израиля несколько монументов: скульптурную группу «Материнство» в кибуце Эйн-Гев (1949), памятник борцу за независимость Дову Грюннеру в Рамат-Гане (1953), монумент «Раненая птица» в память о погибших израильских пилотах в кибуце Бейт-Орен (1963), скульптуру «Голубь мира» в вестибюле Дворца Нации в Иерусалиме (1964).

В 1968 скоропостижно скончалась в Израиле.Похоронена в Тель-Авиве на кладбище Кирьят-Шауль.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика