4/16 августа 1876 (пос. Тарховка, близ Санкт-Петербурга) –7 февраля 1942 (Ленинград)
Из старинного купеческого рода.В 1899–1902 по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг иллюстрировал русские народные сказки: «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна Сокола», «Царевна-Лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Белая уточка». Создал графические серии по русским былинам: «Вольга и Микула» (1902–1904), «Добрыня Никитич» (1904), «Илья Муромец» (1904), иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» (1904–1905) и «Сказке о Золотом петушке» А. С. Пушкина (1906–07). Стал признанным мастером «русского стиля».Сотрудничал в издательствах А. Ф. Маркса, Р. Голике и А. Вильборга, «Шиповник», Московском книгоиздательстве, в журналах «Мир искусства», «Золотое руно», «Народное образование», «Солнце России», «Художественные сокровища России» и др. Исполнял плакаты, афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых), рисунки для открыток Общины св. Евгении.
В 1905–1906 рисовал для сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта».
В 1904 впервые обратился к сценографии, оформив для Национального театра в Праге оперу «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Позже исполнил эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Действо о Теофиле» Рютбефа (1907), «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега и «Чистилище св. Патрика» П. Кальдерона (1911) – для Старинного театра, «Честь и месть» Ф. К. Сологуба (1908) – для театра «Лукоморье», к операм «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1908–09) и «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского (1912–13) – для московского Оперного театра С. И. Зимина, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1913) и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1914) – для театра Народного дома в С.-Петербурге.
В 1902–1911 был женат на художнице М. Я. Чемберс (сыновья Александр (1903–1972)и Иван (1908–1993). В 1912–1917 состоял в гражданском браке с художницей Рене Рудольфовной О’Коннель (1891–1981).
В 1917 работал в Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма. В декабре 1919 переехал в Новороссийск.
21 февраля 1920 на гражданском пароходе «Саратов» вместе с Л. Е. Чириковой и ее сестрой Валентиной эвакуировался из Новороссийска. 13 марта 1920 через Стамбул и кипрский порт Фамагуста попал в Александрию. Был помещен в лагерь для русских беженцев в Телль-аль-Кебире. Вскоре, благодаря поддержке бывшего русского консула перебрался в Каир, где снял небольшой дом в центре города на улице Антикхана. В Каире стал получать заказы от греческого магната Бенаки, а затем и других членов греческой колонии. Создал декоративные панно «Поклонение византийскому царю и царице» (1920), «Борис и Глеб на корабле» (1922),«Персидская княжна» (1924) и др. Оформил балеты «Русская сказка» и «Роман мумии» Н. Н. Черепнина для египетского турне Анны Павловой (1923). Исполнил эскизы иконостаса и фресок для церкви Поликлиники русских врачей-специалистов в Каире (1921). В поездках в Верхний Египет к Луксорскому храму (1921, 1925), в Палестину и Сирию (1924) написал множество акварельных этюдов.
В апреле 1922 расстался с Л. Е. Чириковой, которая уехала в Европу. В феврале 1923 сблизился с приехавшей из Петрограда своей бывшей ученице А. В. Щекатихиной-Потоцкой, которая вскоре стала его женой. В октябре 1924 супруги поселились в Александрии.В 1925 исполнил эскизы иконостаса и фресок для Сирийского православного храма в Александрии.
В августе 1925 переехал с женой в Париж. В 1926–1927 рисовал открытки для русских издательств Н. Карбашникова в Париже и О. Дьяковой в Берлине.
В 1927–1931 работал над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей.Оформлял обложки,титульные листы, адреса, афиши, торговые марки и т.п. С 1930 получал заказы от французских издательств, для которых иллюстрировал сборники русских, французских и немецких сказок, сочинения по истории.
В ленинградский период оформил оперу «Сказка о царе Салтане» для Государственного театра оперы и балета им. С. М. Кирова (1936–37) и пьесу «Полководец Суворов» И. В. Бахтерева и А. В. Разумовского для Государственного театра драмы им. А. С. Пушкина (1939); иллюстрировал для Гослита «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина (1936–1937), роман «Петр I» А. Н. Толстого (1937) и «Песнь про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова (1938–1939). Участвовал в декоративных работах для Дворца Советов в Москве.
Последние дни провел в блокадном Ленинграде, работал над иллюстрациями к книге Н. В. Водовозова «Слово о стольном граде Киеве и русских богатырях».Умер от голода в больнице. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.