1/13 ноября 1878 (С.-Петербург) – 25 ноября 1967 (Гамбург)
В 1896/1897 участвовала в организованной Репиным Выставке опытов художественного творчества русских и иностранных художников и учеников (живописный этюд «Мартин Лютер»). Весной 1897 уехала в Мюнхен. По некоторым сведениям ее обучение финансировал известный предприниматель и общественный деятель Ян Готтлиб Блох. В 1899 вернулась в Петербург.В 1900 первой из женщин стала членом Венского Сецессиона.
В 1902–1914 была замужем за австрийским скульптором Рихардом Лукшем (1872–1936), от брака с которым имела троих сыновей Петра (художник), Андрея и Дмитрия (архитектор). Жила в Вене. В 1906 создала скульптурный фриз для Венского городского театра.
В 1907 поселилась в Гамбурге; приняла германское подданство.Писала натюрморты, пейзажи, жанровые сцены; занималась мелкой пластикой, керамикой, майоликой, создавала эскизы для декоративных изделий из кованой меди. Исполняла садовые скульптуры, барельефы и скульптурные украшения для частных домов: овальные барельефы для галереи дома кн. М. А. Шаховской в Петербурге (наб. Фонтанки, 27), фигура «Женщина с ребенком» в городском саду в Гамбурге и др. Написала по заказу гамбургского муниципалитета триптих «Гамбург в 1800 году». Исполнила иллюстрации к книге «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле (1902; приобретены Музеем искусств и ремесел в Гамбурге), графические циклы «Русские пословицы в иллюстрациях» и «Немецкие анекдоты». В 1900–1910-е преподавала в гамбургской Художественно-промышленной школе.
В 1945 работы экспонировались в Художественной школе, организованной архитектором А. Нератовым в гамбургском лагере беженцев. В 1954 в гамбургском Музее искусств и ремесел состоялась ее ретроспективная выставка. Детский образ художницы запечатлен на известной работе К. Е. Маковского «Портрет Ю. П. Маковской с детьми Сергеем и Еленой