4/16 августа 1888 (Бугуруслан, Самарской губ., ныне Оренбургская обл.) – 24 ноября 1975 (Вильнёв-Сен-Жорж, под Парижем)
Осенью 1910 был призван в армию. В 1912 дезертировал. Через Польшу и Берлин приехал в Париж; занялся живописью. Увлекся испано-мавританской майоликой, под влиянием которой разработал свою версию «орнаментального кубизма». В 1916 и 1917 провел персональные выставки в галерее Dalmau в Барселоне (первая – совместно с Грюнхов). Создал два рисованных цветных фильма (один из них – «Гитара», навеянный цыганской песней, другой посвящен русской теме).
После Февральской революции 1917 решил вернуться на родину и записался в Русский экспедиционный корпус во Франции. На фронте заболел гриппом, в 1919 демобилизовался и вернулся в Париж.В 1921 участвовал в салоне Независимых, в групповой выставке дадаистов в галерее Montaigne и Выставке русского искусства в галерее Whitechapel в Лондоне. Написал и проиллюстрировал дадаистскую поэму на французском языке «Foule immobile» («Неподвижная толпа») (Париж, 1921; переизд. в 1966 и 1968).
В 1922 приехал в Берлин. Провел выставки в галерее Der Sturm (совместно с Е. Грюнхов, 1922), в книжных магазинах издательства «Заря» и К. E. Twardy (1923). В Берлине сотрудничал в дадаистских журналах «391», «Манометр» и «Мекано». Выпустил брошюру «Дадаизм» и начал издавать газету-листовку на русском языке «Перевоз Дада» (издание продолжалось в Париже до 1949; всего вышло 13 номеров). В 1923 расстался с Е. Грюнхов и вернулся в Париж.
В 1929-1933 годы экономического кризиса получал пособие для интеллектуальных безработных; писал для продажи небольшие полуабстрактные пейзажи и натюрморты. В эти годы в большей мере сосредоточился на литературном труде. Был автором стихов, афоризмов и прозы. Написал и издал малыми тиражами (50–200 экз.) поэмы в прозе «Долголиков» (издано в 1934) и «Небесный колокол» (1939), роман «Путь правый» (1934), «Подать» (1938) и др.; в 1960-е ряд произведений был переиздан издательством Ле Кестьон. Печатался в журналах «Числа» (Париж, 1930–1934), «Меч» (Варшава, 1934–1939), «Полярная звезда» (Париж; Брюссель, 1935) и «Круг» (Париж, 1936–1938).
Во второй половине 1920-х отошел от дадаизма. Увлечение антропософией наложило отпечаток на его художественное творчество.
В 1942 обосновался в мастерской «Cité Falguière» в Париже. В середине 1940-х перешел к абстрактной живописи. Орнаментальный кубизм сменился абстрактно-геометрическими формами, затем натюрмортами в духе пуризма и монохроматическими композициями со сложной рельефной фактурой. Чаще всего обращался к теме воды (с которой считал себя связанным через карму) и музыки: циклы «Морская стихия» (1948–1949), «Венеция» (1952), «Пастораль Бетховена № 2» (1954), «Концерт Баха» (1958), «Шопен. Сильфиды» (1965), «Скрябин. Соната № 6» (1972).
В 1944 заключил первый контракт с парижской галереей R. Creuse, провел в ней семь выставок (1944–1956), которые значительно улучшили материальное положение.
В 1960, после разрушения старых мастерских «Cité Falguière», переехал в Ванв. Продолжал писать абстрактные картины. Иллюстрировал и оформил малотиражные книги П. Лекуира: «Общая панорама» (1963), «Книга балетов» (1964), «Абракадабра. Серж Шаршун, поэма-портрет» (1971). В 1965 пожертвовал картины для продажи в пользу собора св. Александра Невского в Париже.
Добившись известности и материальной обеспеченности, продолжал вести скромный образ жизни, помогал друзьям, в том числе жившим в России. Переиздал свои литературные произведения 1930-х годов (издательство «La Question»), выпустил книги прозы «Неприятные рассказы» (1964), «Ракета» (1965), «Роздых: идиллия» (1966), «Без маяка: четыре пейзажа» (1969), «Афоризмы шепотом» (1969), «Без тебя: скучная история» (1972) и др.
В 1973 отправился в туристическую поездку на Галапагосские острова, после которой наступило резкое ухудшение здоровья. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа.