Персоналии руского зарубежья


Терешкович Константин Андреевич

Терешкович Константин Андреевич


1 мая 1902 (с. Мещерское Подольского уезда Московской губ.) – 13 июня 1978 (Рокбрюн-Кап-Мартен, деп. Приморские Альпы, Франция)

С 1911 занимался в детских студиях К. Ф. Юона, И. И. Машкова и Ф. И. Рерберга. В 1913 посетил галерею С. И. Щукина, впервые увидел работы импрессионистов, Ван Гога и Матисса. В 1917 окончил реальное училище, поступил в МУЖВЗ и три месяца учился у П. П. Кузнецова. Занятия оборвала революция.

В начале 1918 записался добровольцем в Красную Армию. Намереваясь уехать за границу, устроился на военно-санитарный поезд, вывозивший пленных немцев в Германию. Из-за военной неразберихи вместо Европы попал в Сибирь, откуда перебрался на Украину, где оказался в зоне боевых действий Добровольческой армии. Затем перебрался в Батум, работал на чайной плантации.

В 1920, без денег и паспорта попал в Марсель, затем – в Париж. В 1921 сотрудничал в русском литературно-художественном журнале «Удар», написал для первого номера статью, направленную против эстетики «Мира искусства». В 1922–1923 жил в Берлине. Опубликовал в газете «Дни» очерк о творчестве А. Дерена (1922. 3 дек.). В конце 1923 вернулся в Париж. В 1926 написал картину «Страж города Аваллона» (1927), принесшую ему первый успех. В 1929 обзавелся собственной студией на улице Ernest-Cresson.

В 1933 женился на француженке Иветт (на его полотнах – «Мадам Т...»). Жена и две дочери (Франс и Натали) стали в дальнейшем главными моделями для его картин. После недолгого увлечения экспрессионизмом пришел к лирическому импрессионизму, писал садовые окраины Парижа, берега Сены и Марны, натюрморты, жанровые сцены. В 1930 начал серию живописных портретов друзей – русских и французских художников.

В 1942 получил французское гражданство (запрошено им еще в 1935).В 1945 купил дом-мастерскую с садом на улице Boulard (29).В 1945 печатался в разделе художественной и театральной хроники парижской еженедельной литературно-сатирической газеты «Честный слон» (вышло 30 номеров).

С 1946 исполнял картины для настенных ковров по заказам мануфактуры Aubusson и рисунки для фабрики гобеленов Beauvais. Занимался росписью мебели и керамикой. В 1948 вместе создал группу «Поэтическая реальность».

В 1949 создал серию литографий, посвященных дочерям (1949; его друг поэт Р. Ляпорт написал к каждому листу стихотворение), цветные литографические листы «Русские офицеры 1860 года» (1950), «Жокеи» (1959), «Портрет А. П. Чехова» (1964). Обращался к книжной графике: исполнил акварелью иллюстрации к библиофильским изданиям «Сказание о Минотавре» Н. Хавторна (1954), «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого (1955), «Тайная любовь» и «Дело корнета Елагина» И. А. Бунина (1963), «Милый друг» Г. де Мопассана (1969) и др.

В 1950–1960-е подолгу работал в Финляндии (1952), Тунисе (1958) и Риме (1960), посетил Алжир (1955), Дальний Восток (1964, Япония, Таиланд, Гонконг), Мексику и Калифорнию (1968).В 1955–1965 жертвовал свои картины для благотворительных лотерей и распродаж, проводимых Особым комитетом по сбору средств на ремонт собора св. Александра Невского в Париже.

Получил Большой приз 1-го бьеннале в Ментоне (1951). Был награжден орденом Почетного легиона (1951) и орденом Искусств и Словесности.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика