Персоналии руского зарубежья


Мозалевский Иван Иванович



24 сентября 1890 (Влоцлавек Варшавской губ.) – 1975 (Симферополь)

Работал в области станковой, книжной и прикладной графики. Использовал мотивы украинского народного искусства, национальную символику и орнаменты. В 1913 помогал Билибину в работе над оформлением оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки для театра Народного дома. В 1913–1916 рисовал виньетки, заставки, иллюстрации для петербургских журналов «Аполлон», «Аргус» и «Лукоморье». Исполнил обложки к сборнику «Чемпионат поэтов» (СПб., 1913) и книге «Счастливый домик» В. Ф. Ходасевича (М., 1914). В конце 1914 был мобилизован, но из-за близорукости освобожден от военной службы.

В 1917 переехал в Киев. В 1918 основал собственную художественную школу и стал учредителем профессионального союза киевских художников «Искусство». В конце 1918 женился на своей ученице художнице В. Д. Розовой (Мозалевской). В 1919–1920 работал в Каменец-Подольске, где основал Художественно-промышленную школу и был избран главой губернского школьного правления.

Осенью 1920 выехал с женой за границу, обосновался в Берлине. Там исполнил цветные иллюстрации к книге «Стойкий оловянный солдатик» Г. Х. Андерсена (1926), оформил книги: «Блистательный Санкт-Петербург» Н. Агнивцева, «Любовь – книга золотая» А. Н. Толстого, «История русского искусства» В. Никольского, «История фаянса» А. Кубэ, «Игрок» Ф. М. Достоевского, альманах «Веретено» и др. Публиковал критические статьи по искусству в журнале «Сполохи». В 1923 переехал в Прагу.

В 1926 переехал в Париж. Принял советское гражданство, работал в журнале «Наш Союз» и левой газете «Парижский вестник».В 1926–1930 редактировал художественный отдел газеты «Украинские вести», публиковал статьи об украинских и русских художниках во Франции и пропагандировал советское искусство. Также продолжал заниматься графикой: создал цикл офортов с видами Парижа (1929–1934), иллюстрации к поэме «Аннабель Ли» Эдгара По (линогравюры, 1932) и роману «Манон Леско» А. Прево (гравюры по рисункам Розовой-Мозалевской), альбом линогравюр «Международная выставка в Париже 1932 года», цикл гравюр с изображением зверей, птиц и цветов.

Для заработка оформлял парфюмерные гарнитуры, исполнял рисунки для тканей и ковров, афиши. В 1930–1932 писал примитивистские картины; участвовал под псевдонимом «Жан Алле» в выставке «Цветы и натюрморты мастеров современной живописи».

В октябре 1947 вернулся с женой в СССР и обосновался в Киеве. С 1953 жил в Симферополе. Несмотря на частичную потерю зрения, сотрудничал в советских издательствах и продолжал заниматься графикой. Оформил книги: «Стихи и поэмы» Я. Коласа и «Мой дом» Я. Купалы (обе – 1949), исполнил пером миниатюрные портреты маршалов С. М. Буденного и И. С. Конева (1948), плакаты «Да здравствует созданный волей народа великий, могучий Советский Союз!» и «1 Мая – все за мир!» (1950), гравюру «В. И. Ленин в редакции газеты “Правда”» (1960) и др. С 1949 участвовал в выставках. В 1963 провел ретроспективную выставку в ЦДРИ в Москве.Также публиковал статьи о современном искусстве Запада и воспоминания о русских художниках.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика