Персоналии руского зарубежья


Исцеленнов (Исцеленов) Николай Иванович

Исцеленнов (Исцеленов) Николай Иванович


31 мая / 12 июня 1891 (Иркутск) – 24 февраля 1981 (Сент-Женевьев-де-Буа, под Парижем)

В годы учебы участвовал в реставрации Ипатьевского монастыря в Костроме (1911), помогал архитекторам В. А. Покровскому и А. В. Щусеву при постройке храмов в неорусском стиле, сотрудничал с архитектором С. С. Кричинским в работе по возведению храма Николая Чудотворца при подворье Палестинского общества в С.-Петербурге (1913–1914; храм был взорван в 1932).

В декабре 1917 получил звание архитектора-художника за проект Военно-исторического музея.В феврале 1920 бежал с больной матерью в Финляндию. В Хельсинки женился на художнице М. А. Лагорио.

В 1921–1924 жил в Берлине. В семейном издательстве «Трирема» иллюстрировал книгу «Пляс Иродиады» А. М. Ремизова (1922), выпустил альбомы рисунков «Московские типы» (1922), «Берлинские уличные типы» (1923), автолитографированную книгу «Екклезиаст» (1923). Для издательства «Нева» исполнил иллюстрации к «Пиковой даме» А. С. Пушкина (1922). Совместно с женой показал оригинальную книжную графику (гравюры на дереве и линолеуме) на выставках в Берлине (кабинет Генриха Триттлера), Мюнхене (галерея Ганса Гольца) и Франкфурте-на-Майне (1923).

В октябре 1925 переехал с женой в Париж. Там работал инженером-архитектором в различных компаниях. Во второй половине 1920-х некоторое время расписывал фарфоровые изделия в стиле русского модерна для фабрики кн. Ф. Ф. Юсупова «Фолья».

Являлся одиним из активных членов общества «Икона», был старостой иконописной артели, читал лекции по церковному зодчеству и иконописи (около 30 лекций в 1938‒1975), участвовал в выставках общества (с 1928).

Проектировал и строил православные храмы: Храм-памятник погибшему государю Николаю II во имя прав. Иова Многострадального в Брюсселе (1934; им же исполнена для храма фреска «Богоматерь Оранта»), церковь св. кн. Александра Невского в Льеже (1950), звонница церкви св. прп. Сергия Радонежского при Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже (1950-е). Создал архитектуру иконостасов парижских церквей Знамения Божьей Матери (конец 1920-х, иконы Д. С. Стеллецкого при участии Е. С. Львовой и Р. В. Лукина; сейчас находится в церкви на бульваре Экзельманс, 87), святого Серафима Саровского (1932, иконы П. А. Федорова и др.), церкви св. Георгия при русском интернате для мальчиков в Медоне под Парижем (1950-е, иконы кнг. Е. С. Львовой, Г. В. Морозова и Т. В. Ельчаниновой), храма в замке Монбельяр под Бельфор (иконы кнг. Е. С. Львовой). Также написал иконы в царских вратах церкви св. Пророка Илии на православном кладбище в Хельсинки (1955‒1957). Занимался отливкой церковных колоколов.

В 1939–1945 жил близ Авиньона и работал инженером на промышленной фирме «Пешинэ». После войны вернулся в Париж. Публиковал статьи по вопросам русского искусства и архитектуры в журнале «Возрождение», газете «Русская мысль» и других изданиях.

В последние годы жизни работал инженером строительного общества Кандаурова, исполнял расчеты при строительстве башни Монпарнас в Париже.

Умер в Русском старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика