Персоналии руского зарубежья


Зарецкий Николай Васильевич



9 мая 1876 (Липецк, Тамбовской губ.) – 18 августа 1959 (Кормей-ан-Паризи, Франция)

Занимался живописью. В 1900–1910-е писал элегические пейзажи и символические композиции («Сумерки», «Золотая горка в Петергофском парке», «Прощание», «Афоризмо-символическое письмо», «Персидский Аполлон»), рисовал для журналов «Весы» и «Золотое руно» (1907–1908), исполнял рисунки для эмалей и вышивок, занимался книжной иллюстрацией и экслибрисом.

В 1911 вышел в отставку, решил целиком посвятить себя искусству и поступил в Рисовальную школу ОПХ. В 1913–1914 учился в ИАХ у Д. Н. Кардовского и Я. Ф. Ционглинского. В 1914 был мобилизован, служил младшим художником техотдела Главного интендантского управления. Работал над эскизами воинского обмундирования и иллюстрировал военно-медицинские пособия.

В 1919 эмигрировал через Ялту в Константинополь. Был одним из учредителей Союза русских художников в Константинополе, участвовал в его выставках.

В 1921 поселился в Берлине. Был председателем берлинского Союза русских живописцев, ваятелей и зодчих. Рисовал обложки и иллюстрации к книгам: «Домик в Коломне» (1920), «Гробовщик» (1923; 2-е изд. М.; Л., 1936), «Арап Петра Великого» (1923) и «Пиковая дама» (1924) А. С. Пушкина; «Русалия», «Крестовые сестры», «Пятая язва» и «Сказки русского народа» А. М. Ремизова (1922–1923), «Соловей» Игоря Северянина (1923), «Вещи этого года» В. В. Маяковского (1924), «Балаганчик» А. А. Блока (1925) и др. Работал над театральными костюмами. Писал отзывы о книгах по искусству в приложении к газете «Накануне» (1923–1924), опубликовал несколько статей о русских художниках в немецком журнале «Gebrauchsgraphic». Участвовал в Выставке русских художников в Берлине (1930).

В 1931 переехал в Чехословакию. Занимался оформлением балетов для пражского Народного театра. Организовал в Праге выставку «Русское общество эпохи Пушкина» (1932) и выставку «Рисунки русских писателей» (1933). Был одним из организаторов Русского культурно-исторического музея в Праге, а после ареста В. Ф. Булгакова стал последним директором музея (1941–1944). Передал в его фонды 60 своих работ.

В 1951 переехал во Францию.В 1950-е исполнял рисунки для обложек и создал эскизы для юбилейных медалей в память 250-летия основания С.-Петербурга, 250-летия учреждения Лейб-гвардии, 250-летия Полтавской битвы и 100-летия обороны Севастополя.

Собрал большие коллекции гравюр (свыше 600), литографий, документов и фотографий. В 1953–1957 провел в Кормее несколько выставок своих работ, а также выставки по материалам своих коллекций: «Иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина и русских писателей», «Обложки, виньетки для немецких и чешских изданий», «Эпоха Пушкина и Лермонтова», «Женщина в веках», «Русский воин-поэт», «Портреты деятелей литературы XIX века».

В последние годы жизни работал над книгой «Русские писатели как живописцы и рисовальщики».

Похоронен в Кормей-ан-Паризи.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика