Персоналии руского зарубежья


Зак Лев (Леон) Васильевич

Зак Лев (Леон) Васильевич


12 июля 1892 (с. Растяпино Нижегородской губ.). – 30 марта 1980 (Ванв, близ Парижа)

Участвовал в выставках МТХ (ежегодно в 1908–1912, 1916, 1917) и «Мир искусства» (Пг., 1916 и 1917). Исполнял виньетки для журнала «Золотое руно» (1909, № 11/12).В 1910-е вошел в круг московских футуристов и стал членом литературной группы «Мезонин поэзии». Оформил обложки поэтических сборников членов группы Р. Ивнева и В. Шершеневича, а также коллективных футуристических альманахов «Засахаре кры», «Вернисаж», «Пир во время чумы» (все – М., 1913). Подготовил свой поэтический сборник «Пиротехнические импровизации» (не издан). Писал прозу под псевдонимом «М. Россиянский» (девичья фамилия матери). В 1917 приехал в Петроград, женился на Надежде Александровне Браудо (1894–1976). В начале революции перебрался в Николаев.

В апреле 1920 с женой и дочерью эвакуировался из Ялты в Константинополь. Получив отказ во французской визе, устроился в Риме, затем во Флоренции. В 1921 посетил Париж, чтобы участвовать в салоне Независимых.

В 1922 переехал в Берлин. Работал сценографом «Русского романтического театра» Б. Г. Романова; оформил балеты «Королева мая» на музыку К. В. Глюка (1922), «Жизель» А. Адана (1922), «Сильфида» (1924) и «Трапеза» на музыку С. С. Прокофьева (1925). Участвовал в выставках в галерее немецкого дилера Alfred Flechtheim (1922 и 1923) и в магазине русского книгоиздательства «Заря» (январь 1923). Исполнил литографии для русских изданий «Пир во время чумы» А. С. Пушкина (1923) и «Мандрагора» Макиавелли (1924).

В конце 1923 с театром Б. Г. Романова приехал в Париж и остался во Франции. Входил в инициативную группу по созданию культурно-профессионального объединения русских художников во Франции «Русский художественный цех». Жертвовал свои работы для благотворительных лотерей. В 1929 стал учредителем салона Сверхнезависимых. Создавал рисунки для тканей и шарфов по заказу модельера Монатти (1926), исполнял статуэтки музыкантов и балерин из дутого стекла для магазина прикладного искусства «Примавера» в Париже.

В 1930 примкнул к группе «неогуманистов», поддерживаемых критиком Вальдемаром Жоржем. Провел персональные выставки в парижских галереях J. Bonjean (1930), Quatre Chemins (1932), Simonson (1933), Wildenstein (1935), участвовал в групповых выставках в галереях A. Manteau («Защита Запада», 1931; совм. с К. Бераром, П. Ф. Челищевым, Е. Берманом, Леонидом и др.), J. Bonjean («Новое поколение», 1932), Martin (1934), в ежегодном Салоне современного искусства в Антверпене (групповая выставка «неогуманистов», 1933) и др. В 1935 Музей Же де Пом приобрел его картину «Мать и дитя». В 1936–1937 исполнил иллюстрации к трехтомнику Ш. Бодлера и книге «Мудрость» П. Верлена для владельца магазина библиофильской книги коллекционера Анри Матарасо; создал серию листов к Талмуду. В 1938 получил французское гражданство.

В 1940-е перешел от «неогуманизма» к «суровому экспрессионизму» и в дальнейшем постепенно уходил от фигуративности. В 1946 провел последние выставки фигуративных работ в галереях К. Granoff и А. Manteau, показал картины «Голова апостола», «Голгофа», «Богородица», «Материнство» и др. Участвовал в выставке русских художников «В честь Победы», организованной в Париже Союзом советских патриотов (1946). В 1946–1948 исполнил иллюстрации к книгам: «Сонеты» П. Ронсара, «Трагедии» А. д’Обиньи, «Федра» Ж. Расина, «Озарения» и «Сквозь Ад» А. Рембо и др. Создал графический альбом «171 медитация» и написал поэму «Говорит Бог» (1948).

В 1930–1940-е возвращался к работе в театре, оформил балеты «Жизель» А. Адана для труппы Веры Немчиновой в Театре Елисейских полей (1930), «Шут» С. С. Прокофьева для Ballet Russe de Monte-Carlo (1932), «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского (балетм. Б. Ф. Нижинская) для театра Шатле (1934), «Стенька Разин» А. К. Глазунова и «Князь Игорь» А. П. Бородина для Нового Русского балета Монте-Карло (1943) и «Концерт» на музыку С. С. Прокофьева для Opéra Comique (1947).

В 1948 на персональной выставке в парижской галерее des Garets впервые показал геометрическую абстракцию. В дальнейшем исполнял абстрактно-геометрические композиции, позже пришел к «лирической абстракции», основанной на комбинациях цветовых пятен.

В 1950 вместе с дочерью – скульптором Ириной Зак (род. в 1918) – создал композицию из обожженной глины «Крестный путь» для церкви в Карсаке (Дордонь) и скульптуру «Св. Тереза с младенцем Иисусом». С этого времени начал работать для церкви: исполнял резьбу по камню, витражи, горельефы, кованые кресты и кресты из бронзы и пр.В 1959 приобрел мастерскую в Ванве. В 1960 посетил с женой СССР. В 1970 под псевдонимом «М. Россиянский» выпустил в Мюнхене книгу стихов на русском языке «Утро внутри. 1913–1970», в 1972 – книгу-альбом «Комментарии к молчанию» (10 авторских офортов; 50 экз.).

Возврат к списку

Яндекс.Метрика