Персоналии руского зарубежья


Глущенко Николай Петрович

Глущенко Николай Петрович


4/17 ноября 1901 (Новомосковск Екатеринославской губ., ныне Днепропетровской обл. Украины) – 31 октября 1977 (Киев)

В 1919 в Берлине поступил в частую художественную школу-студию Г. Балушека, затем в 1920–1924 учился в Высшей школе изобразительных искусств Шарлоттенбург у Э. Вольфсфельда. В берлинский период писал картины в манере и технике раннего Возрождения.

В 1925–1936 жил в Париже. Писал маслом и акварелью пейзажи Южной Франции, портреты и жанровые сцены. Испытал сильное влияние импрессионистов. В 1928 подготовил библиофильское портфолио «Двенадцать обнаженных» (автолитографии). Исполнил графические серии на темы литературных произведений: «Мертвые души» Н. В. Гоголя (1930–1931), «Фата-Моргана» М. М. Коцюбинского, «Песни» Беранже» (1933) и др.
Провел персональные выставки в парижских галереях Fabre (1925), Campagne Premiere (1926), Zack (1932). В 1934 на его выставке «Балеарские острова» в галерее Zack парижский музей Jeu de Paume приобрел картину. Устраивал свои выставки в Стокгольме (1931), Милане, Остенде (обе – 1927), Бухаресте (1930, 1932), Риме (1933), Марселе (1934).

Является участником выставок парижской группы украинских художников в Париже (1930, 1932) и Львове (1931, АНУМ; 1933). Поддерживал тесные связи с Ассоциацией независимых украинских художников (АНУМ) во Львове. В 1935 АНУМ выпустила посвященную его творчеству монографию с текстом П. Ковжуна, в 1934 и 1935 во Львове прошли его персональные выставки.

В начале 1930-х стал главным художником советских торгово-промышленных выставок за рубежом. Опубликовал ряд статей о советском искусстве, читал лекции в клубе Торгпредства СССР, сопровождал экскурсии советских делегаций по Парижу. Публиковал графику – портреты, индустриальные пейзажи и зарисовки на общественные темы – в левых французских изданиях «Monde» и «L’Humanité».Работал над картиной «В. И. Ленин у стены Коммунаров». В 1936 посетил Испанию, исполнил множество рисунков и написал картину «Расстрел революционера».

До 1944 жил в Москве, затем в Киеве. В последующие 30 лет писал пейзажи и картины политико-патриотического содержания в духе официального советского искусства тех лет: «Смерть героя Гражданской войны Боженко», 1938; «Выборы в Народное собрание Западной Украины», 1939; «Освобождения Клина от немцев», 1942; «Богатый урожай», 1948 и др.

В 1960-е вернулся к свободной живописной манере, часто прибегая к интенсивной цветовой гамме и предельному обобщению формы. Исполнил множество акварельных пейзажей, увлекался монотипией, создавая красочные натюрморты с цветами.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика