11 августа 1884 (с. Высокое Климовичского уезда Могилевской губ., ныне Беларусь) – конец сентября / начало октября 1941 (Москва)
Подростком зарабатывал на жизнь как ретушер фотографий. Много ездил по Франции, побывал в Италии, где изучал фрески, и в Египте (1905).
В 1907 выставил большую картину «Нищий» в Осеннем салоне. Не найдя работу в Париже, вернулся в Мюнхен. Исполнял рисунки и карикатуры, в том числе на русские темы, для журнала «Jugend». В 1910 по заказу Музея Штеттина (ныне Щецин, Польша) создал эскизы стенной росписи на тему «Труд». Мюнхенское издательство «Дельфин» выпустило эскизы в виде альбома из 20 литографий «Фигурные композиции» (1912) с текстом директора музея В. Рицлера.
В 1913 провел первую персональную выставку в мюнхенской галерее Thannhauser, которая приобрела все выставленные работы и заключила с ним долговременный контракт. В 1914 персональная выставка прошла в Музее изобразительных искусств в Цюрихе. В том же году стал одним из учредителей Нового Сецессиона в Мюнхене и участвовал в русском отделе Балтийской выставки в Мальмё (Швеция).
В 1919 поселился в Швейцарии, в Асконе. В 1910–1920-е писал лирические портреты и пейзажи, создавал графические серии социальной направленности. Издал портфолио: «Женщина» (1915, 11 литогр.), «Люди» (8 офортов), «Цирк» (7 офортов), «Типы берлинских притонов» (1919, 8 офортов). Исполнил иллюстрации к книгам: «История графа Эрдмана Промница» Я. Вассермана (1921, 9 офортов), «Die Engel mit dem Spleen» К. Эдшмида (1923, 12 литогр.) и «Симфония „Песнь о Земле” Густава Малера» Г. Бетге (1923). В 1920–1930-е исполнил фрески для фасадов общественных и частных зданий в Берлине, Берне и Асконе. Расписывал помещения коммунистических клубов во Франции, создавал монументальные картины и панно, портреты и пейзажи.
Путешествию на о. Бали (Индонезия) посвящена его книга «Дальний остров» (1928).
В марте 1936 приехал в Москву. В 1937 вел курс фрески и живописи в мастерских «Пролетарская артель» в Мстёре. Работал над росписью павильона «Совхозы» для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (не осуществлено). В 1939 был привлечен архитектором Б. М. Иофаном к разработке стенных росписей для Дворца Советов. Подготовил монографию о фреске, которая была приобретена Комитетом по строительству Дворца Советов, опубликовал в советской печати статьи по технике настенной живописи.
В сентябре 1941 при дежурстве на крыше дома получил контузию от фугасной бомбы. Через несколько дней покончил жизнь самоубийством в своей мастерской, приняв большую дозу морфия.