Персоналии руского зарубежья


Волков Александр Александрович

Волков Александр Александрович


15/27 декабря 1881 (Гусь-Хрустальный Владимирской губ.; по другим сведениям: 1885, Москва) – 22 мая 1942 (Рим)

С детства увлекался музыкой, пением и живописью.В 1904–1905 начал сотрудничать с русским представительством кинофирмы «Pathé». В 1906 начал заниматься кино профессионально, работая в разных фирмах. Около того времени познакомился с продюсером Паулем Тимманом, и поступил на службу в торговый дом «П. Тиман, Ф. Рейнгардт и С. Осипов». Также был агентом торгового дома в Тифлисе.

В 1912 дебютировал в качестве актера в фильме Я. Протазанова «Пригвожденный», позже снялся в фильмах «Клеймо прошедших наслаждений», «О чем рыдала скрипка», «Разбитая ваза» (все – 1913), в фильме В. Э. Мейерхольда «Портрет Дориана Грея» (1915). В 1913 снял в качестве режиссера свой первый фильм – сентиментальную драму «Сны мимолётные, в котором сыграл главную роль. За ним последовали фильмы «Беглец», «Измаил-Бей», «Как смерть прекрасна» и др.В 1920–1921 продолжал актерскую карьеру, в частности, снялся в не дошедшем до нас 12-ти серийном фильме «Пьянчужка» Анри Этьевана. В дальнейшем сосредоточился на режиссуре и поставил в эмиграции более 50 фильмов. Сотрудничал с фирмами «Ermiolieff-Cinema», «Films Albatros», «Ciné-Alliens–UFA», позже был художественным руководителем студии «Gloria-film».

Снял ряд фильмов с Иваном Мозжухиным в главной роли, в том числе «Дом тайн» («La Maison du Mystère», 1922; 1929) и «Кин, или Гений и беспутство» («Kean, ou désordre et génie»», 1923) – о знаменитом английском актере XIX века. В 1926 помогал Абелю Гансу в съемках масштабного исторического фильма «Наполеон» («Napoléon», 1927). В 1927 самостоятельно снял в Венеции зрелищный фильм «Казанова» («Casanova»), принесший ему известность (в 1988 на церемонии открытия 65-го Венецианского кинофестиваля демонстрировалась восстановленная версия этого фильма с музыкой Жоржа Делерю).

В 1928–1930 работал в Германии. На студии UFA снял фильмы «Тайны Востока, или Шехерезада» («Die Geheimnisse des Orients», «Schéhérazade», 1929) с Николаем Колиным в главной роли и «Белый дьявол» по Л. Н. Толстому («Der weiße Teufel», 1930) c Иваном Мозжухиным в роли Хаджи-Мурата. Вернувшись во Францию, поставил фильм «Тысяча вторая ночь» («La mille et deuxième nuit», 1933). Был художественным руководителем фильма Владимира Стрижевского «Сержант Икс» («Le Sergent X», 1932), который снимался в немецком и французском вариантах (Мозжухин сыграл в нем первую звуковую роль). В 1934 поставил ремейк фильма «Дитя карнавала» («L`Enfant du carnaval»), в 1936 снял в Германии фильм «Стенька Разин» («Stjenka Rasin»).

В течение всей жизни занимался живописью, писал портреты.

Последний его фильм «Власть любви» («Amore imperiale») был поставлен в 1941 в Италии незадолго до смерти.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика