28 марта 1880 / 9 апреля (Москва) – 6 октября 1969 (Париж)
Ранние рисунки публиковались в петербургском сатирическом журнале «Сигнал», редактировавшемся К. И. Чуковским (1905).В 1905 с невестой Розой Мордухович из семьи состоятельного коммерсанта уехал в Швейцарию. Там состоялась их женитьба, после чего молодые жили некоторое время в Париже, затем в Лозанне и в 1907 вернулись в Россию.
В 1908–1919 жил в Петербурге. Работал для журналов «Золотое руно» (1909), «Аргус» (1913–1915), «Вершины» (1914–1915), «Солнце России» (1914–1917), сотрудничал в газетах. Оформил несколько поэтических сборников: «Кипарисовый ларец» И. Ф. Анненского, «Стихотворения 1900–1910» М. А. Волошина, «Летучий голландец» С. Соколова-Кречетова (все – СПб., 1910). Исполнил декорации к водевилю «Уличные графини» в Театре Незлобина (1914). Писал критические статьи для журнала «Театр». Издал «Наш журнал» с текстами и рисунками детей художников (Пг.: Свободное искусство, 1916).
После революции работал в редакционной коллегии Наркомпроса, заведовал художественным отделом «Свободного журнала». Оформил книги: «Фауст и город» А. В. Луначарского, «В такие дни» В. Я. Брюсова и др. Исполнил экслибрисы и марки издательств «Земля», «Academia», «Революционная мысль», «Стрелы», «Научное книгоиздательство». В 1918 написал панно «Рабочий с молотом» и «Труд» для оформления Балтийского завода к празднованию 1-й годовщины революции.Подготовил издание произведений А. С. Пушкина с иллюстрациями русских художников, сотрудничал в журнале «Красноармеец». Участвовал во 2-й выставке АХРР – «Жизнь и быт Красной Армии» (М., 1922).
В ноябре 1921 эмигрировал с семьей в Берлин. Оформлял и иллюстрировал книги для русских издательств «Геликон», «Огоньки», «Русское универсальное издательство». Весной 1922 вместе с Е. Ю. Грюнбергом учредил и возглавил берлинское художественное издательство «Academia». Сохранял связи с Ленинградским отделением Госиздата, оформил для него книги «Жан-Кристоф» Р. Роллана и «Карл Маркс» Ф. Меринга (1924). Рисовал «репортажные портреты» для газеты «BZ am Mittag» и журнала «Querschnitt». Участвовал в 1-й Русской художественной выставке в Берлине и Международной книжной выставке во Флоренции (1922). Оформлял спектакли в театрах и залах Берлина. Поддерживал связи с режиссером Н. Н. Евреиновым, актерами Г. Серовым и А. Тамировым, писателями В. Ирецким, О. Дымовым, А. М. Ремизовым и В. Б. Шкловским.
C 1928 работал для кинофирмы UFA: исполнил декорации и костюмы к фильмам «Любовные приключения Распутина» М. Бергера (1928), «Чудесная ложь Нины Петровны» Г. Шварца (1929), «Бессмертный бродяга» Г. Учицкого (1930), «Распутин» А. Троца (1932), «Смерть в Шанхае» Р. Рандолфа (1932), «Алала» А. Троца (1933, съемки проходили в Испании) и др.; рисовал киноафиши, выполнял заказы других немецких кинокомпаний.
В 1933, обеспокоенный развитием нацизма в Германии, переехал с семьей в Париж. Долгое время перебивался мелкими заказами для кинорекламы. В 1936–1938 исполнил 17 киноафиш. В 1938 оформил фильм «Катя» М. Турнера. В 1939–1943 оставался в Париже и оформлял программы для концертного зала Плейель. Затем скрывался с женой от нацистов в департаменте Дром в протестантской семье.
С 1946 жил под Парижем. Эпизодически участвовал в работе над фильмами, исполнил более 20 киноафиш. В 1953 поставил и оформил в студии «Vendôme» спектакль «Потоп» по пьесе шведского писателя Ю. Бергера. В 1955–1960 оформил 10 книг Э. Золя в серии «Livre de poche» (карманные издания). Продолжал создавать афиши, писал портреты и оформлял книги. Несколько лет посвятил созданию балета «Нана» по роману Э. Золя на музыку Анри Томази, для которого сочинил либретто, исполнил декорации и костюмы. Последние годы жил в Пале-Рояль, рисовал его в разное время суток.
Похоронен рядом с женой в Монморанси.