Персоналии руского зарубежья


Эрте (собств. Тыртов) Роман Петрович

Эрте (собств. Тыртов) Роман Петрович


23 ноября 1892 (С.-Петербург) – 21 апреля 1990 (Париж)

Представитель старинного рода, ведущего начало от татарского хана Тырта.

В 1912 уехал из России и обосновавшись в Париже, стал корреспондентом петербургского журнала «Дамские моды». Принял псевдоним «Эрте» (по первым буквам имени и фамилии), чтобы не «позорить» семью,отказавшись от принятой военной карьеры. В 1913 выполнил первые работы для сцены, в том числе костюмы для спектакля Маты Хари «Минарет» в театре «Renaissance».

В 1915 заключил долгосрочный контракт с американским журналом «Harper’s Bazaar», для которого в последующие 22 года оформил более ста обложек. Рисовал также для американских журналов «Vogue», «Cosmopolitan», «Womens’s Home Journal», «Delineator», для английских «The Sketch», «Illustrated London News», парижских «Femina», «La Gazette du Bon Ton» и «Plaisir de France».

В 1917–1927 оформлял спектакли и создавал костюмы для мюзик-холла «Folies Bergère».Также с 1925 работал по контракту с голливудской студией «Metro Goldwin Mayer». Исполнял эскизы декораций и костюмов для бродвейских мюзик-холлов и Чикагской оперы. Создавал костюмы для балетных номеров Анны Павловой. В 1927 оформлял номера для Жозефин Бекер в парижском мюзик-холле «Ба-та-клан».

В 1920–1930-е разрабатывал рисунки для тканей, создавал модели верхней одежды, обуви и аксессуаров в духе ар деко; сотрудничал с ведущими американскими модными салонами. С 1929 выступал как реформатор мужской моды, доказывая право мужчин носить парчу и бархат по образцу XVIII века. Провел первые персональные выставки в Брюсселе (галерея Studio,1927) и Париже (отель J. Charpentier, 1929).Исполнял декорации и костюмы к спектаклям кабаре «Лидо» и опереттам. В 1940–1950-е продолжал работать в области сценографии: оформлял постановки для парижского варьете «Ла Нувель Ив», сотрудничал с театрами Парижа, Чикаго, Нью-Йорка, Лондона, Марселя, Рима, Барселоны, Мадрида и Бейрута. Работал над эскизами аксессуаров и украшений для журналов мод.

В 1964 обратился к скульптуре, создавал абстрактные (по его определению, «живописные») формы. Работал акварелью, гуашью, тушью, занимался литографией, исполнял плакаты, эскизы ваз, мебели, зеркал и других предметов роскоши. Создал графические серии «Цифры» и «Алфавит», разрабатывал игральные карты. Продолжал сотрудничество с журналами мод и работу в театре. Разработал стиль «унисекс» – парные костюмы для мужчин и женщин.По его эскизам создавались малотиражные произведения декоративно-прикладного искусства, издавались литографии и открытки. Написал книгу воспоминаний (издана в 1975 в Нью-Йорке и Лондоне). В возрасте 97 лет исполнил последнюю работу – эскизы декораций и костюмов и афишу к бродвейскому мюзиклу «Звездная пыль».

Скончался в парижской больнице Кошен после непродолжительной болезни.
Похоронен в семейной могиле на Булонском кладбище близ Парижа.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика