Персоналии руского зарубежья


Шагал Марк (Мовша Хацкелев, Моисей) Захарович

Шагал Марк (Мовша Хацкелев, Моисей) Захарович


24 июня / 6 июля 1887 (Витебск) – 28 марта 1985 (Сен-Поль-де-Ванс, деп. Приморские Альпы, Франция)

Первые картины: «Рождение», «Смерть», «Свадьба», «Свечи на темной улице». Его творчеством заинтересовался адвокат М. М. Винавер – один из лидеров кадетской партии и член Государственной Думы, который помог ему выехать для обучения за границу и назначил денежное содержание.

В августе 1910 приехал в Париж. Посещал академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. Познакомился с Г. Аполлинером, М. Жакобом, Ф. Леже, А. Сальмоном, Р. Делоне, Б. Сандраром, А. Модильяни. Писал лирико-фантастические картины на тему Парижа, Витебска и еврейских местечек старой России, цветы, сцены из жизни цирка, часто обращался к теме влюбленных и библейским сюжетам: «Я и местечко» (1911), «Небесный извозчик» (1912), «Голгофа» (1912), «Скрипач» (1913).

Летом 1914 вернулся в Витебск. Написал много картин на городские темы. 25 июля 1915 женился на Белле (Берте) Розенфельд из семьи богатых витебских ювелиров; в честь жены начал серию картин, посвященных влюбленным («Прогулка», 1917; ГРМ). В 1916 родилась дочь Ида.

В 1920–1922 работал в Москве художником-декоратором Государственного Еврейского камерного театра под руководством режиссера А. М. Грановского. Исполнил фреску, фриз и четыре панно с аллегориями искусств для интерьера театра, оформил первые спектакли по рассказам А. Шолом-Алейхема: «Агенты», «Мазл-тов» и «Поздравления». Сотрудничал с Е. Б. Вахтанговым в еврейском театре «Габима»; исполнил для 2-го МХТ декорации к пьесе Дж. Синга «Удалой молодец» (были отвергнуты как противоречащие реалистической концепции театра). Преподавал рисование и литературу в колониях для беспризорников «Малаховака» и «III Интернационал».

Летом 1922 выехал в Берлин. Там освоил технику гравюры (офорт, сухая игла, ксилография, эстамп); по заказу издателя П. Кассирера исполнил эстампы и офорты к мемуарам «Моя жизнь».

Осенью 1923 поселился в Париже. В 1923–1927 по заказу маршана А. Воллара исполнил офорты к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя (107 гравюр на металле). В 1925 начал работу над циклом офортов к «Басням» Лафонтена (изданы в 1952), в 1927 создал цикл из 19 гуашей «Цирк Воллара». В 1931 начал работу над иллюстрациями к Библии (гуаши, затем офорты), которую завершил в 1952. Совершил путешествие по Ближнему Востоку, побывал в Палестине, исполнил документальные зарисовки, которые использовал при создании цикла «Библейские послания» (гравюры, картины, керамика, витражи).

Провел персональные выставки в парижских галереях: Barbazanges (1924, работы 1908–1924), Quatre Chemins (1925), K. Granoff (1926) и в галерее Reinhardt в Нью-Йорке (1926). В 1930-е персональные выставки состоялись в Париже, Берлине, Кёльне, Амстердаме, Базеле, Праге, Лондоне, Брюсселе и Нью-Йорке. Участвовал в групповых выставках русских художников в Ганновере (1921), Дюссельдорфе (в составе 1-й Международной художественной выставки, 1922), Берлине (1922), Париже (M. Henry, 1925; L’Époque – выставка журнала «Числа», 1931; Zak, 1936), Миннеаполисе (США, 1928), Уилмингтоне, США (1932), Праге (1935), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928). Был участником общественной жизни русско-еврейской эмиграции: жертвовал картины для благотворительных выставок, сотрудничал в Обществе друзей еврейской культуры (1923; читал там отрывки из своей книги «Моя жизнь»), с Еврейским научным институтом (1929), участвовал в собраниях памяти М. М. Винавера (1926), Х.-Н. Бялика (1934), И. Рыбака (1936), А. Б. Лаховского (1937),сопредседателем собрания по случаю 75-летия С. М. Дубнова (1935), членом Комитета по созданию в Париже постоянно действующего авангардного еврейского театра (1938). Писал статьи на разные темы в газете «L’Intransigeant» («Непримеримость»).
В конце 1930-х исполнил ряд картин на тему Распятия.

В 1937 принял французское гражданство. В мае 1941 по приглашению Музея современного искусства в Нью-Йорке выехал с семьей в США. Оформил балеты «Алеко» на муз. П. И. Чайковского (балетм. Л. Ф. Мясин, 1942) и «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (балетм. Дж. Баланчин, 1945) для труппы American Ballet Theatre. Иллюстрировал книгу сказок «Тысяча и одна ночь» (Нью-Йорк, 1948).Жертвовал работы в пользу советских военнопленных и депортированных (галерея René Drouin, 1945), в пользу детей, находящихся на попечении организации «Национальное движение против расизма» (галерея J.-M. Vidal).

В 1944 пережил внезапную смерть жены. Посвятил ее памяти картины «Моей жене» (1944), «Свадебные свечи» (1945), «Душа города» (1945) и «Крыши» (1953); исполнил рисунки к ее автобиографии (1945–1952). В 1944–1952 его спутницей стала Вирджиния Мак-Нейл.

В 1948 вернулся во Францию. С 1950 жил на собственной вилле La Colline в Вансе, близ Ниццы. В 1952 женился на Валентине Бродской, с которой прожил до конца дней.

Работал в разных техниках. Исполнял гуаши, создал гравюры к книгам «Жаркая жажда жить» («Le dur desir de durer») П. Элюара (офорты, 1946), «Дафнис и Хлоя» («Daphnis et Chloé») Лонга (цветные литографии, 1960–1962), «Сибирь» («Siberia: A poem by Abraham Sutzkever») А. Суцкевера (1961), «Марк Шагал. Стихотворения» («Marc Chagall. Poèmes», 1969), «Антимемуары» («Antimémoires») А. Мальро (1970). «Феерия и королевство» («La Féerie et le Royaume») К. Бруникеля (1972), «Одиссея» («L’Odyssee») Гомера (1974), «Буря» («The Tempest») Шекспира (1975), «Тот, кто говорит нечто, ничего не говоря» («Celui qui dit les choses sans rein dire») Л. Арагона (офорты, 1975), «И на земле…» («Et sur la terre») А. Мальро (рисунки, 1977), «Псалмы Давида» («Psaumes de David», 1978), цикл офортов на тему «Цирк» («Cirque») (1967).

Является создателем монументальных росписей в фойе театра Уотергейт в Лондоне (1949), витражей для церкви в Асси (Савой, 1957), для Иерусалиского университета и для синагоги медицинского центра Хадассах в Иерусалиме (1962), для кафедрального собора Нотр-Дам в Реймсе (открыты в 1974), мозаичного панно для фасада Метрополитен-Опера в Нью-Йорке (1966), цветных мозаек и витражей для музея в Ницце, мозаики «Четыре времени года» для Национального банка в Чикаго. Также занимался декоративной керамикой, шпалерами и скульптурой.

В 1950-е завоевал всемирную известность. В 1950 постоянная экспозиция его работ открылась в Музее современного искусства в Париже (Palais de Tokyo). В 1969–1970 в Ницце был основан Музей Шагала. Он стал лауреатом многих престижных наград, почетным доктором ряда университетов, почетным членом Американской академии искусств и словесности (1959), был награжден орденом Почетного легиона (1952, 1977 – Большой крест). В 1973 по приглашению Министерства культуры СССР побывал в Москве и Ленинграде в связи с выставкой литографий. Подарил 75 литографий ГМИИ им. А. С. Пушкина. В 1981 в Ленинграде прошла выставка эстампов, подаренных им Эрмитажу.

Похоронен в Сен-Поль-де-Вансе.

Карта

59.9342802,30.3350986

Возврат к списку

Яндекс.Метрика