21 сентября 1898 (имение Дубровка Жиздринского уезда, ныне д. Дубровка Думиничского района Калужской обл.) – 31 июля / 1 августа 1957 (Фраскати, близ Рима)
В 1920 жил в Константинополе. Зарабатывал росписью интерьеров кабаре, оформлял балеты для трупп Виктора Зимина и Бориса Князева. Недолго жил в Софии; оформил обложку первого сборника евразийцев «Исход к Востоку» (София, 1921).
В 1921 переехал в Берлин. Занялся сценографией: сотрудничал с театром-кабаре «Синяя птица» Яши Южного и балетной труппой «Русский романтический театр» Б. Г. Романова. Оформил постановки «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова и «Савонарола» для Берлинской оперы. В 1924 вместе с труппой Б. Г. Романова приехал на гастроли в Париж и остался там, поселившись на Монпарнасе. В 1920–1930-е писал портреты и фигуры: Г. Стайн (1930), Эдит Ситуэл (1931), «Семья композитора Маркевича» (1931), «Жонглер» (1931), «Голубой клоун» (1931), «Клоунесса» (1932).
В 1927 оформил балет «Ода» Н. Д. Набокова для Русского балета С. П. Дягилева (балетм. Л. Ф. Мясин), применил ряд оригинальных технических приемов в постановке света. В 1930-е в сотрудничал с Дж. Баланчиным: оформил балеты «Скиталец» на музыку Ф. Шуберта (Театр Елисейских полей, 1933), «Волшебство» В. А. Моцарта (Ballet Russe de Monte-Carlo, 1936 и 1938), «Орфей» К. В. Глюка (Метрополитен-Опера, Нью-Йорк, 1937), «Концерт» на музыку Моцарта, «Аполлон-Мусагет» и «Балюстрада» И. Ф. Стравинского (New York City Ballet, театр Colon, Буэнос-Айрес, 1940) и др.
Провел персональные выставки в Париже (Pierre, 1929; Balzac, 1931; Quatre Chemins, 1939, Drouin, 1939), Лондоне (Claridge, 1928; A. Tooth, 1933, 1935, 1938), Нью-Йорке (J. Levy, 1933, 1934, 1937), Чикаго (Art Club, 1935, 1938). Участвовал в групповых выставках русских художников в парижских галереях M. Henry (1925), La Renaissance (1932), Vignon (1932) и L’Époque (1932, группа «Числа»), в тематических выставках «Новое поколение» (J. Bonjean, 1932), «Клоуны» (Quatre Chemins, 1932), «Танец в живописи» (1934), «Танец в пластическом искусстве» в Париже (1936), «Русский балет С. П. Дягилева» (1939).
Увлекался астрологией и оккультизмом. Писал сюрреалистические картины с вымышленной архитектурой и ирреальными анатомическими формами: «Дом сумасшедшего», «Фата-Моргана», «Хрустальный грот», «Детство Орсона» и др.
В 1952 получил американское гражданство и переехал в Италию. В 1950-е писал абстрактные картины: спирали в пространстве, сложные симметричные узоры, ансамбли паутинообразных линий, кристаллообразные структуры. До конца дней работал над заключительной частью триптиха «Ад – Чистилище – Рай», который остался незавершенным.
Умер от инфаркта, ошибочно принятого врачами за воспаление легких. Был похоронен на паперти православной обители во Фраскати; затем по воле его сестры Александры Заусайловой (Челищевой) прах был перезахоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже (прежнее место захоронения тоже сохранено).