Персоналии руского зарубежья


Анреп Борис Васильевич

Анреп Борис Васильевич


15/27 сентября 1883 (С.-Петербург) – 7 июня 1969 (Лондон)

Учился в гимназиях Петербурга и Харькова, в частных школах Англии. В 1902 поступил в Императорское училище правоведения, по его окончании в 1905 – на 4-й курс юридического факультета С.-Петербургского университета. В 1906–1907 служил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Драгунском полку. Занялся лепкой и рисованием, стал изучать историю искусства, увлекся мозаикой.

В 1908 отправился в Париж и окончательно решил посвятить себя искусству. Изучал мозаику на парижской фабрике Эбеля, в Греции и Турции (1910). В 1910 обучался в Колледже искусств в Эдинбурге. В 1912–1914 публиковал в журнале «Аполлон» статьи по искусству. Писал стихи на русском и английском языках и в 1913 издал в Лондоне первую книгу своих сочинений.

С началом войны вернулся в Россию, был призван в армию.В начале 1916 был командирован в Англию для прохождения артиллерийского курса, после чего остался работать в Лондоне в Русском правительственном комитете по снабжению армии.

В 1917–1926 жил в Лондоне. Там создавал произведения на религиозные и современные светские сюжеты. В числе его работ этого периода: «Видение св. Иоанна» в поминальной часовне церкви Королевского военного колледжа в Сандхёрсте (1921–1922), серия напольных панно «Ежедневная жизнь светской леди» для лондонского дома сэра Вильяма и леди Лесли Джоуитт (1922, ныне в Художественной галерее Бирмингема), мозаики на тему «Пословиц Ада» У. Блейка для галереи Тейт (1923), портрет примаса ирландской церкви Оливера Планкетта в капелле Св. Патрика и Ирландских святых Вестминстерского собора – главного римско-католического храма Великобритании (1924).

В период с 1928 по 1952 работал над своим главным художественным произведением – напольными мозаиками для вестибюля Национальной галереи в Лондоне. Пятьдесят мозаичных картин представляют собой четыре аллегорических цикла, три из которых иллюстрируют различные стороны современного бытия – «Труды жизни» (12 картин, западный вестибюль, завершен в мае 1928), «Удовольствия жизни» (12 картин, восточный вестибюль, завершен в ноябре 1929) и «Современные добродетели» (15 картин, северный вестибюль, 1952), четвертый – «Пробуждение муз» (11 картин, площадка на главной лестнице, 1933) – изображает Аполлона и Бахуса, окруженных 9 музами. В последних двух циклах представлены портреты выдающихся британцев: У. Черчилля («Вызов»), физика Э. Резерфорда («Любознательность»), балерины Марго Фонтейн («Наслаждение»), поэта Т. С. Элиота («Отдохновение»), философа Б. Рассела («Ясность»), астрофизика Ф. Хойла («Поиск»), писательницы В. Вульф (муза Клио), писателя О. Ситвелла (Аполлон), – а также портреты друзей и покровителей художника. В аллегории добродетели «Сострадание» – портрет А. А. Ахматовой, рядом – автопортрет в мозаике «Здесь я лежу», изображающей будущую могилу художника.

Похоронен в загородном поместье своей последней спутницы Мод Рассел – Моттисфонт-Эбби в графстве Хэмпшир.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика