Персоналии руского зарубежья


Сталь (Сталь фон Гольштейн) барон Николай Владимирович

Сталь (Сталь фон Гольштейн) барон Николай Владимирович


5 января 1914 (С.- Петербург) – 16 марта 1955 (Антиб, деп. Приморские Альпы, Франция)

В 1919 семья выехала в Польшу, где родители скончались в течение года (1921–1922). В 1922 вместе с двумя сестрами был взят под опеку дальним родственником. В доме приемных родителей царила русская атмосфера. В 1924–1930 учился в Иезуитском колледже св. Михаила в Брюсселе. За неуспеваемость был отчислен и в 1930–1933 продолжил учебу в интернате колледжа кардинала Мерсье в Брен-л’Аллë. В школьные годы выполнил карандашный портрет генерала П. Н. Врангеля.

По окончании колледжа, летом 1933 совершил поездку по Голландии и познакомился с искусством Рембрандта и Вермеера – это привело к окончательному решению стать художником, вопреки воле приемных родителей, лишивших его материальной поддержки.

В 1933–1936 занимался в Королевской Академии искусств в Брюсселе у А. Бастьена, А. Ван Халена, Ф. Смерса, Ж. Ранси и в академии искусств Сен-Жиль, где изучал архитектуру под руководством Ш. Малькоза и монументально-декоративное искусство под руководством Ж. де Вламинка. В 1934 посещал мастерскую Поля Крапса в Дрогенбосе в пригороде Брюсселя. В круг его друзей по Королевской академии входили русские художники А. Д. Гурин, А. Э. де Геринг, К. А. Студенцов, Р. В. Лукин. В 1935 под руководством Р. В. Лукина изучал иконопись.

В 1934 совершил первое путешествие по Франции с друзьями на велосипеда. Где в Париже испытал сильное впечатление от искусства П. Сезанна, А. Матисса, Ж. Брака и Х. Сутина.
В 1935 с июня по октябрь совершил аналогичное путешествие на велосипеде по Испании, видел наскальные фрески эпохи палеолита в пещере Альтамира. И в том же году исполнил шесть фресок (5 м х 1,25 м каждая), посвященные истории производства стекла, для фасада бельгийского павильона художественного стекла Международной универсальной выставки в Брюсселе.

В январе 1936 показал, выполненные в Испании гравюры, иконы и акварели. Также выполнил росписи в будуаре мадам де Броуэр в загородном доме барона «Le Manoir du Relais » (не сохранились).

В июле 1936 вновь с друзьями на велосипедах посетил Марокко. Там встретил французскую художницу Жаннин Гийу, которая стала спутницей его жизни.
В 1938–1940 жил в Париже, недолго посещал занятия в Свободной академии у Ф. Леже.

В 1939 вступил во французский Иностранный легион, служил в Тунисе.
В 1940–1943 жил в Ницце. В 1942 родилась дочь Анна. В 1943 вернулся в Париж. В 1946, после смерти Ж. Гийу, женился на Франсуазе Шапутон, от которой имел троих детей. В 1948 получил французское гражданство.

В 1940-е экспериментировал с цветом и формой, соединял элементы абстрактной живописи с изображением реальных предметов (столярные инструменты, корни деревьев, разделанное мясо). В 1944 пришел к чистой абстракции. Иллюстрировал книги стихов Р. Шара («Poèmes de René Char», 1951) и П. Лекуира («Ballets Minute», 1954; «Maximes», 1955).

В Париже состоялись его персональные выставки – в галереях L’Esquisse (1944), J. Bucher (1945), J. Dubourg (1950, 1951, 1954); Нью-Йорке – в галереях Т. Schemp (1951), Knoedler (1953), Rosenberg (1954); Вашингтоне – в галерее Phillips (1954), Лондоне –в галерее Matthieson (1952). В 1953 в связи с персональной выставкой в галерее Knoedler посетил Нью-Йорк и заключил контракт с известным маршаном Полем Розенбергом.

Также принимал участие в Осеннем салоне (1944, 1946, 1951, 1952), Майском салоне (1945–1955), в выставках современного французского искусства в Торонто (1949), Копенгагене (1950), Нью-Йорке (1950), Вашингтоне (1951) и Цюрихе (1952), в выставке «Европа: Новое поколение» в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1952).

Осенью 1954 жил на берегу моря в Антибе в уединенной мастерской. Писал море, порт, натюрморты и ню, начал крупноформатную (4×6 м) картину «Оркестр». Готовился к выставке. Вновь повторившаяся депрессия привела к самоубийству – художник выбросился из окна своей мастерской.

Первые мемориальные выставки состоялись в Музее Гримальди в Антибе (1955) и Национальном музее современного искусства в Париже (1956). В последующие годы его выставки устраивались во многих крупных галереях и музеях Европы и США, в том числе в Гран Пале в Париже (1981), галерее Тэйт в Лондоне (1981), Музее Помпиду в Париже (2003), Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (2003).

Возврат к списку

Яндекс.Метрика