Персоналии руского зарубежья


Ивановская Елизавета Андреевна

Ивановская Елизавета Андреевна


25 июля / 6 августа 1910 (Кишинев) – 11 апреля 2006 (Брюссель)

Получила домашнее образование. В 1923–1928 училась в кишиневской Школе изящных искусств, получив диплом преподавателя рисования. В 1930–1932 продолжила художественное образование в Бухаресте. В 1930 получила первую премию Бухарестского Салона рисунка и гравюры, что стало основанием для выбора профессиональной художественной карьеры. Через год устроила персональную выставку в Кишиневе в родной Школе изящных искусств, чтобы собрать средства для обучения в Брюсселе.

В 1932 приехала в Брюссель и поступила в Высшую национальную школу архитектуры и декоративного искусства Ля Камбр (La Cambre) на отделение книжной иллюстрации. В 1934‒1935 занималась на отделении сценографии.

В 1933,будучи еще студенткой, исполнила альбом эстампов «Цирк». С 1934 начала иллюстрировать книги для детей. Одной из первых работ стала книга «Две русские сказки» на французском языке (1934). Создала иллюстрации для трех книг Ф. Элленса для детей: «История Басса, Бассины и Буллу», «Бамбула, маленький черный человечек» и «История черной куклы» (все 1936).В 1938 состоялась персональная выставка во Дворце изящных искусств в Брюсселе, две выставки прошли в Галерее П. Лужецкого в Гааге (1938, 1941).После такого успеха король Леопольд III пригласил ее оформить детскую комнату для принцев, будущих королей Бодуэна и Альберта. Доход от королевского заказа позволил в 1939 в последний раз навестить родителей в Кишиневе.

Состояла членом Русского дворянского общества. В предвоенные годы поддерживала тесные связи с русской общиной в Брюсселе.
В годы войны сблизилась с поэтом и фольклористом Рене Мераном (René Muerant, 1905–1977). В 1942–1945 вместе они выпустили в бельгийском издательстве «Édition des Artistes» серию из 24 книжек-миньонов для малышей под названием «Китайское яблочко («Pomme d’Api»).

В 1944 вышла замуж за Р. Мерана. Их дети: Анна (род. 1944), Серж (род. 1946) и Жорж (род. 1948). В 1945 приняла бельгийское гражданство.

Создала иллюстрации для ряда изданий для взрослых: нумерованные книги поэтов Оливье Мериса (Olivier Meurice «Connaissance du Printemps», 1938), Армана Бернье (Armand Bernier «Quatre songes pour détruire le monde» (1938), Гео Либбрехта (Géo Libbrecht «Outre Ciel», 1939), книги Рене Мерана («Bestiaire des Songes» / «Бестиарий снов», 1943) и др. Также обращалась к сценографии: оформила оперу Р. Вагнера–Регини «Мария Тюдо и фаворит» для бельгийского театра «Ля Моннэ» (1937), работала для Национального театра Бельгии (1950), оформляла театрализованные вечера во Дворце изящных искусств в Брюсселе (1955–1958).

В 1950–1990-е иллюстрировала детские книги для издательств «Desclée de Brouwer», «Casterman», «Gauthier – Languereau», «U. M. Holland», «De Sikkel» и др. В 1970‒1980-е часто сама выступала автором текстов или делала авторские книжки-картинки без текста.
За свою творческую жизнь оформила и иллюстрировала около 400 книг. На книгах с ее иллюстрациями воспитано несколько поколений бельгийцев.

В 1960‒1970-е большое место в творчестве стала занимать «свободная» графика и живопись: пейзажи, декоративные рисунки, абстрактные гуаши и монотипии. В основном именно эти работы были представлены на ежегодных персональных выставках в 1965‒1973 в Брюсселе и Намюре.
В 1997 ее работы экспонировались на Выставке русских и советских художников детской книги в Париже.

Похоронена на кладбище Ватермаль-Буафор в Брюсселе рядом с мужем.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика