Персоналии руского зарубежья


Иванов Павел Петрович (псевд. Поль Мак)

Иванов Павел Петрович (псевд. Поль Мак)


16 июля 1891 (Москва) – 22 июня 1967 (Брюссель)

С детства проявлял художественные способности. Подписывал свои карикатуры: Мак или Paul; позже, в эмиграции, Поль Мак стало его официальным именем, закрепленным в документах.

В 1913 некоторое время работал декоратором Мамонтовского театра. Тогда же увлекся аргентинским танго, стал партнером знаменитой танцовщицы Эльзы Крюгер и получил известность на этом поприще.

В 1917–1918 служил в 89-м пехотном Беломорском полку, участвовал в сражениях, получил шесть ранений и был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. Окончил войну в чине капитана. В 1918 был арестован чекистами за ношение офицерской формы с наградами и провел несколько месяцев в Бутырской тюрьме. В 1920 работал художником в Театре революционной сатиры в Москве.

В конце 1920 с первой женой Елизаветой Сергеевной Курбской отправился на юг России, откуда в апреле 1921 через Туркестан и Афганистан добрался до северо-востока Персии. Весной 1922 обосновался в Тегеране. Первые годы зарабатывал на жизнь как тренер скаковых лошадей.

В Тегеране создал собственный стиль миниатюры, соединяющий элементы русской иконы с эстетикой западноевропейского модерна(«Саломея», «Шехеразада», «Тамерлан», «Чингисхан», «1001 ночь»).

В 1934 переехал в Париж. Однако спустя четыре года был выдворен из Франции по заявлению нефтепромышленника и мецената Г. С. Гульбекяна, который обвинил художника в аморальном поведении по отношению к его дочери Рите.

С 1938 жил в Брюсселе. Работал шахтером,долго перебивался случайными заработками. В 1943 повстречался с русской актрисой Лидией Александровной Дурдиной, которая стала его женой и способствовала его возвращению к искусству.

В 1943/1944 участвовал в Салоне русских художников в оккупированном Брюсселе. С 1945 регулярно участвовал в бельгийских выставках, ежегодно проводил персональные выставки в Брюсселе и провинции. В 1958 получил Большую золотую медаль на Международной выставке в Брюсселе за работы, выставленные в Иранском павильоне.В последние годы писал аллегорические картины на современные темы, обращался к образам русской мифологии («Сирин», «Алконост», «Гамаюн», «Св. Георгий Победоносец»).

Возврат к списку

Яндекс.Метрика