Персоналии руского зарубежья


Конёнков Сергей Тимофеевич

Конёнков Сергей Тимофеевич


28 июня / 10 июля 1874 (с. Верхние Караковичи Смоленской губ.) – 9 октября 1971 (Москва)

Из крестьян. В 1892 окончил гимназию в Рославле. В 1896 был послан за границу. Побывал в Берлине и Париже, около года провел в Италии. В 1902 получил звание художника за скульптуру «Самсон, разрывающий узы».

С 1903 жил в Москве. Работал по частным заказам, исполнил барельефы и фигуры для кондитерской Филиппова на Тверской (1905). В 1906–1911 создавал головы из мрамора и песчаника. В 1907 начал «Лесную серию» из дерева, навеянную образами русского фольклора.

В 1912–1913 работал в Греции и Египте, под влиянием античной пластики создал мраморные торсы и фигуры: «Сон» (1913), «Юная» (1916), «Заря» (1917).

В 1916 познакомился с будущей женой – Маргаритой Ивановной Воронцовой, бывавшей в доме Буниных и Шаляпиных (брак был официально заключен в 1922).

В конце 1923 с женой выехал в США в группе художников, сопровождавших выставку русского искусства, и остался в Нью-Йорке. Провел персональные выставки в Нью-Йорке (1925) и Риме (1928).В Америке работал преимущественно как портретист – создал из мрамора, дерева, гипса и бронзы портреты Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского (оба – 1924), Ф. И. Шаляпина (1925), С. В. Рахманинова (1925; по заказу фирмы «Стейнвей») и др.

Создавал резную деревянную мебель в виде одушевленных персонажей: «Стул Алексей Макарович», «Кресло Сергей Тимофеевич», «Столик с гномом и кошкой» и др. Обращался к евангельским образам: «Петр», «Иоанн Богослов», «Иаков Апостол», «Лазарь, восстань!». Исполнял рисунки на темы Библии.

В 1935 получил заказ от Принстонского университета выполнить скульптуру А. Эйнштейна.

В годы Второй мировой войны входил в Русский комитет, собиравший средства в фонд Красной Армии. Исполнил по фотографиям скульптурные портреты маршалов Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева и Р. Я. Малиновского.

Летом 1945 получил разрешение вернуться в СССР и в декабре приехал с женой в Москву, где получил квартиру и мастерскую на ул. Горького (Тверской), 17. В первые годы советская критика обвиняла его в «формализме» и «модернистских веяниях». Официальное признание пришло только в 1954, в год его 80-летия и 60-летия творческой деятельности. В Москве, Ленинграде и Киеве прошла первая после возвращения персональная выставка. Минуя звание члена-корреспондента, был избран действительным членом АХ СССР, получил ряд почетных наград и званий: лауреат Ленинской премии (1957; награжден первым из деятелей искусств), народный художник СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1964) и др.

В 1964, к 90-летию скульптора, в Москве (затем – в Ленинграде, Праге, Братиславе, Варшаве и Будапеште) состоялась его ретроспективная выставка.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1973 открылся Музей скульптуры С. Т. Коненкова в Смоленске, в 1974 – Музей-мастерская С. Т. Коненкова на ул. Горького в Москве. Почта СССР выпустила марку с портретом скульптора (1973).

Возврат к списку

Яндекс.Метрика