Персоналии руского зарубежья


Григорьев Борис Дмитриевич

Григорьев Борис Дмитриевич


11/23 июля 1886 (Москва) – 8 февраля 1939 (Кань-сюр-Мер, близ Ниццы, Франция)

В 1899 окончил гимназию и поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук. В 1903–1907 учился в Строгановском училище.

В 1907 женился на студентке училища Елизавете (Элле) де Броше, дочери балтийского помещика. Переехал с женой в С.-Петербург и в декабре 1907 поступил вольнослушателем в ИАХ, посещал классы А. А. Киселева, Д. Н. Кардовского и Н. Н. Дубовского. По заказу иллюстрировал издания по русскому фольклору: «Святочные гадания» (1910), «Сказка о трех королевичах» (1910), «Народный календарь» (1911) и др.; рисовал для малотиражных журналов «Досуги», «Свободные часы», «Мой досуг», «Мой журнал для немногих».

В 1909 побывал в Норвегии и Швеции, в 1911 – в Австрии, в 1912 – во Франции. Весной–летом 1913 жил в Париже.Создал множество рисунков, гуашей, акварелей и живописных этюдов повседневной жизни парижских улиц и кафе, послуживших позже основой для живописного и графического цикла «Intimité».

По возвращении в Петербург в сентябре 1913 провел выставку парижских работ в Художественном бюро Н. Е. Добычиной. В то же время Совет ИАХ постановил его «не числить в списках учеников» и не допустил к участию в конкурсной выставке. В 1913 впервые показал свои работы на выставке общества «Мир искусства» в С.-Петербурге. В 1917 стал членом общества «Мир искусства».

В 1918 исполнил иллюстрации к «Графу Нулину» и «Домику в Коломне» А. С. Пушкина и серию карандашных рисунков по мотивам поэмы В. Л. Пушкина «Опасный сосед». Создал эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова для Большого театра в Москве. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств. Работал над праздничным оформлением Петрограда к 1-й годовщине революции. 

В сентябре 1919 с женой и пятилетним сыном Кириллом нелегально пересек на лодке Финский залив и после уехал в Берлин. Сотрудничал как художник в журналах «Жизнь», «Русь» и «Русский эмигрант», в русских и немецких издательствах. Оформил книги: «Детский остров» Саши Черного (Данциг, 1921), «Анфиса Петровна» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Мюнхен, 1923), «Первая любовь» И. С. Тургенева (Берлин, 1923).

Весной 1920 поселился в Париже.

В 1923 по предложению американского критика К. Бринтона впервые приехал в Нью-Йорк; в дальнейшем неоднократно посещал США.

В 1928 по приглашению чилийского правительства преподавал в АХ в Сантьяго. В 1929, после правительственного переворота в Чили, досрочно разорвал контракт и отправился с женой и сыном в путешествие по Аргентине, Бразилии, Эквадору и Уругваю. Исполнил картины, изображающие природу, быт и типы Латинской Америки. Провел персональные выставки в Вальпараисо, Сантьяго, Буэнос-Айресе и Монтевидео (1928–1929).

В 1929 по возвращении в Париж написал полотно «Лики мира» (2,5 × 5,2 м), которое посвятил Лиге Наций. В 1930 исполнил иллюстрации к «Детству» М. Горького (1931) и цикл из 60 рисунков к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского (1932–1933).Был членом Союза деятелей русского искусства во Франции (с 1933), жертвовал картины в пользу русских учащихся за границей. Передал несколько работ в Русский культурно-исторический музей в Праге.

В 1920–1930-е вел активную выставочную деятельность.

В марте 1938 в связи с началом тяжелого заболевания вернулся во Францию. Умер после операции по удалению раковой опухоли. Незадолго до смерти исполнил автопортрет. Похоронен в Кань-сюр-Мер на католическом кладбище.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика