9/21 июля1882 (хутор Семиротовщина Лебединского уезда Харьковской губ., ныне Сумская обл.) – 15 января 1967 (Саутхэмптон, Лонг-Айленд, США)
В 1902 уехал в Мюнхен. Занимался в Мюнхенской АХ. В 1904 приехал в Париж.В 1905–1906 жил в Харькове.
Писал портреты и пейзажи; от академической манеры пришел к импрессионизму. В дальнейшем постоянно экспериментировал и перевоплощался, перенимая разные стили и художественные приемы.
На рубеже 1900–1910-х стал одним из лидеров литературно-художественного авангарда наряду с М. Ф. Ларионовым, А. В. Лентуловым, А. А. Экстер, Н. И. Кульбиным и В. В. Маяковским.
В 1910 при участии Каменского, Крученых и Хлебникова создал футуристическую литературно-художественную группу «будетлян» (позже – группа «Гилея»), выступавшую против эстетических канонов символизма. В 1912 издал программный сборник «будетлян» «Пощечина общественному вкусу», в котором в эпатирующей форме провозгласил отказ от классических традиций в искусстве и литературе. В том же году опубликовал в мюнхенском альманахе «Der Blaue Reiter» статью «Дикие русские» («Die Wilden Russlands»).
В 1913 выпустил брошюру «Галдящие “бенуа” и новое русское национальное искусство», в которой декларировал право художника на свободу творческого поиска. В дальнейшем участвовал в выпуске футуристических сборников «Садок Судей II», «Требник Троих», «Дохлая Луна» (все – 1913), «Рыкающий Парнас», «Первый журнал русских футуристов» (оба – 1914), «Весеннее контрагентство муз» (1915) и др. В декабре с Маяковским и Каменским начал турне по городам России с чтением лекций и стихов. Выступал с острыми полемическими докладами на диспутах о современном искусстве в Москве.
В 1910 вернулся в Одесское художественное училище, чтобы получить свидетельство о художественном образовании. В 1911 поступил в МУЖВЗ, учился в натурном классе у Л. О. Пастернака и А. Е. Архипова. В 1914 вместе с Маяковским был исключен из МУЖВЗ за пропаганду футуризма (21 ноября).
В 1912 женился на Марии Никифоровне Еленевской (1894–1967).Их дети: Давид (1913–1991, скульптор и архитектор) и Никифор (Николай; 1915–1995, живописец и журналист).
Летом 1915 уехал в ее имение у станции Иглино, близ Уфы. В годы Первой мировой войны написал несколько больших аллегорических картин («Опоздавший Ангел Мира», «Казнь русской Марии-Антуанетты» и др.)
В 1916/1917 участвовал в трех выставках Уфимского художественного кружка и последних выставках «Бубнового валета» в Москве (ноябрь–декабрь 1916, ноябрь–декабрь 1917), провел персональную выставку в Самаре (1917).
Осенью 1919 отправился в поездку по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку для пропаганды «левого» искусства. Читал лекции, организовывал поэтические концерты и выставки. Выпустил сборники стихов «Лысеющий хвост».
В сентябре 1920 выехал в Японию. За два года создал около 500 живописных произведений. Провел персональные выставки в Токио, Осаке и Нагое. Опубликовал сборник стихов «Восхождение на Фудзи-сан», написал книги прозы «Ошима. Японский Декамерон» и «По Тихому океану: Из жизни современной Японии», позже опубликованные в США; печатался в местных газетах.
В сентябре 1922 переехал с семьей в США,в Нью-Йорк.
В 1930 принял американское гражданство. В 1920–1930-е часто обращался к революционно-пролетарской тематике. Исполнил портреты Н. К. Рериха, В. И. Ленина, В. В. Маяковского, С. М. Эйзенштейна, символические картины «Приход Механического Человека» (1927), «Время и поток Человечества», «Ленин и Толстой» (1930) и др.Участвовал в издании русских литературных сборников «В плену небоскребов», «Свирель сабвея» (оба – 1924), «Красная стрела» (1932), вместе с другими русскими литераторами и художниками сотрудничал в англоязычном «Альманахе пилигримов» (1925–1926).
Вместе с женой основал «Издательство М. Н. Бурлюк». Издал программный теоретический труд «Энтелехизм» (1930), в котором провозгласил себя родоначальником пролетарской культуры и «первым большевиком в литературе», и книгу «1/2 века», посвященную собственному 50-летию (1932).
В 1930–1967 издавал журнал «Color and Rhyme», в котором публиковал автобиографические материалы и дневниковые записи.
Писал пейзажи, портреты, натюрморты, городские и сельские сцены, используя интенсивную цветовую гамму и привнося в картины элемент гротеска. Почти ежегодно проводил персональные выставки.
В 1950-е построил дом в Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд) и открыл там собственную галерею. В 1956 и 1965 посетил СССР.
В 1962 совершил кругосветный туристический круиз; провел персональные выставки в Брисбене (Австралия) и Мюнхене, участвовал в ретроспективе «Der Blaue Reiter» в парижской галерее Maeght.
Согласно завещанию прах художника был развеян над водами Атлантики с борта парома.
В 2008–2009 работы экспонировались в Русском музее и Третьяковской галерее на выставке «Американские художники из Российской империи». Представлен в музее Метрополитен, Бруклинском музее и Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке, во многих музеях бывшего СССР, в том числе в ГРМ, ГТГ и в Башкирском государственном художественного музее им. М. В. Нестерова (37 картин).