Персоналии руского зарубежья


Аронсон Борис (Бер) Соломонович

Аронсон Борис (Бер) Соломонович


15 октября 1900 (на надгробии - 1899) (Нежин, Черниговская губ.) – 16 ноября 1980 (Нью-Йорк)

В 1912–1916 учился в Киевском художественном училище у И. Ф. Селезнева и в Рисовальной школе А. А. Мурашко.
В 1917–1918 занимался в студии А. А. Экстер, которая увлекла его театром и дала первые уроки сценографии. 

С 1917 возглавлял художественный отдел Культур-Лиги, был одним из основателей Музея еврейского искусства в Киеве. Пропагандировал «еврейский стиль».

Осенью 1921 переехал в Москву. 

В конце 1922 эмигрировал в Польшу, оттуда – в Берлин. Опубликовал книги «Марк Шагал» и «Современная еврейская графика». Исполнил ряд графических работ, в том числе обложку к книге Н. Никитина «Ночной пожар» (1924). Недолго жил в Париже, где создал костюмы Б. Агадати для хасидских танцев.

В ноябре 1923 выехал в США и окончательно поселился в Нью-Йорке.

В числе его работ – спектакли «Деревенская девушка» К. Одетс (1951, Lyceum Theatre, премия Tony–1951), «Татуированная роза» Т. Уильямса (1951, Martin Beck Theatre, премия Tony–1951), «Дневник Анны Франк» Ф. Гудриха и А. Хэкетта (1955, Cort Theatre) и «Цена» А. Миллера (1968, Morosco Theatre), мюзиклы «До-ре-ми» Дж. Стайна (1960, St. James Theatre), «Скрипач на крыше» Дж. Бока (1964, Imperial Theatre), «Кабаре» Дж. Кандера (1966, Broadhurst Theatre, премия Tony–1967), «Зобра» Дж. Кандера (1968, Imperial Theatre, премия Tony–1969), мюзиклы Стивена Сондхайма – «Компания» (1970, Alvin Theatre, премия Tony–1971), «Безумства» (1971, Winter Garden Theatre, премия Tony–1972) и «Тихоокеанские увертюры» (1976, Winter Garden Theatre, премия Тони–1976), балеты «Снегурочка» на музыку А. К. Глазунова (1942, балетм. Б. Ф. Нижинская, Ballet Russe de Monte-Carlo, Метрополитен-Опера) и «Картинки с выставки» на музыку М. П. Мусоргского (1944, балетм. Б. Ф. Нижинская, Ballet International, International Theatre), опера «Фиделио» Л. Бетховена (1970, Метрополитен-Опера), драма «Кориолан» для Шекспировского мемориального театра в Стратфорд-он-Эйвоне (1959). Последней работой в театре стали декорации к балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского в постановке М. Барышникова для Театра американского балета (1976, Центр исполнительских искусств Джона Кеннеди, Вашингтон).

С 1950-х много занимался живописью, графикой, энкаустикой и парковой скульптурой. Выставлял абстрактные и сюрреалистические произведения, в частности, серию скульптур из меди и жести «Ночные образы». В 1959 исполнил резные, чеканные и керамические украшения для интерьеров Синайского храма в Вашингтоне и синагоги на Лонг-Айленде.

Похоронен на кладбище Оук Хилл (Owk Hill) в Найяке, шт. Нью-Йорк.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика